В гостях у программы «Утро в Петербурге» Эмиль Агаджанян, стоматолог-ортопед высшей категории, член Правления Стоматологической Ассоциации Санкт-Петербурга.
Людмила Ширяева, ведущая: Белоснежная, сияющая улыбка – мечта многих. В погоне за такой улыбкой мы идем в салоны красоты, онлайн-магазины, верим блогерам, которые обещают идеальную белизну за 15 минут и голливудский результат без боли. Всего-то нужно купить курс и сделать натуральное домашнее отбеливание.
Николай Растворцев, ведущий: Но действительно ли всё это безопасно? Почему врачи всё чаще предупреждают, что отбеливание зубов – это не косметическая процедура, а медицинское вмешательство? Разберём, где грань между профессиональным уходом и стоматологическим риском. Правда ли, что отбеливание зубов стало одной из самых аферных стоматологических услуг и почему?
Эмиль Агаджанян, стоматолог-ортопед высшей категории, член Правления Стоматологической Ассоциации Санкт-Петербурга: Дело не в том, что это аферное. Отбеливание зубов – нормальная процедура, если она показана вам. Если не показана, лучше этим не заниматься. Есть показания и противопоказания. Прежде всего, как вы уже сказали, блогеры часто советуют: возьмите клубнику, соду, лимон. Эти рецепты либо не работают, либо убирают кутикулу – защитную пленку зуба, что может вызвать кислотный некроз и другие неприятности. Лучше не будет, а хуже возможно. Даже профессиональная гигиена полости рта, которую рекламируют как отбеливание, на самом деле просто снимает зубной налёт. Зубы становятся белее визуально, потому что сняли слой налёта.
Людмила Ширяева, ведущая: А как же микротрещинки? Получается, что средство всё-таки куда-то проникает? Можете объяснить пошагово, что происходит во время отбеливания?
Эмиль Агаджанян, стоматолог-ортопед высшей категории, член Правления Стоматологической Ассоциации Санкт-Петербурга: Внутрь эмали проникнуть тяжело. Если трещины уже такие, что туда попадает еда, –это плохо. Отбеливание производится реакцией перекиси водорода на эмаль и немного на дентин. Сквозь эмаль перекись глубоко пройти не может. Эффект достигается тем, что эмаль становится более мутной. В норме она прозрачная, а цвет зубов идёт от дентина.
Людмила Ширяева, ведущая: А мутная – это в сторону белого?
Эмиль Агаджанян, стоматолог-ортопед высшей категории, член Правления Стоматологической Ассоциации Санкт-Петербурга: Да, она белеет, становится белёсой, и зубы кажутся белее. Через некоторое время эмаль восстанавливается, и через полгода, 9 месяцев или год цвет возвращается.
Николай Растворцев, ведущий: Вы правильно сказали, что должны быть показания. Какие реальные показания вы одобряете как специалист?
Эмиль Агаджанян, стоматолог-ортопед высшей категории, член Правления Стоматологической Ассоциации Санкт-Петербурга: Я задаю главный вопрос: «Вы мороженое лижете или кусаете?» Если человек лижет – это настораживает, возможно, у него повышенная чувствительность зубов. Если при этом ещё и отбелить зубы, может начаться сильная боль. У меня были пациенты, которые потом две недели ходили с закрытым ртом, потому что любое попадание воздуха вызывало острую боль. Они говорили: «Никогда больше не буду этим заниматься».
Людмила Ширяева, ведущая: Есть несколько способов отбеливания – лазерное, химическое, ZOOM, капы. Что из этого, по вашему опыту, лучше?
Николай Растворцев, ведущий: А что вызывает больше всего вопросов?
Эмиль Агаджанян, стоматолог-ортопед высшей категории, член Правления Стоматологической Ассоциации Санкт-Петербурга: Это чистый маркетинг, когда говорят, что у нас светодиод, лазер, – свет никак не влияет на отбеливание, он лишь катализатор химических веществ, которые отбеливают зубы. Все эти вещества – концентрированная перекись и ее производные.
Людмила Ширяева, ведущая: А как же технологии, которые обещают отбеливание без боли и чувствительности?
Эмиль Агаджанян, стоматолог-ортопед высшей категории, член Правления Стоматологической Ассоциации Санкт-Петербурга: Ничего нового, кроме перекиси водорода, не придумали. Все остальное – маркетинг. Всё зависит от грамотности врача. Есть системы, которые отбеливают быстрее и сильнее, но наносят больше вреда. Есть домашнее отбеливание, оно мягче, но тоже опасно при злоупотреблении без контроля врача. Там используются капы с гелем, отбеливание занимает неделю-две, тогда как у врача – час-два. После процедуры 48 часов нельзя употреблять ничего, что может окрасить зубы. Домашний вариант менее агрессивный, но при неправильном применении может повредить эмаль.
Николай Растворцев, ведущий: Если человек всё-таки решился и мечтает о белых зубах, какая правильная формула успеха? Стоит ли вообще об этом думать, ведь цвет потом возвращается?
Эмиль Агаджанян, стоматолог-ортопед высшей категории, член Правления Стоматологической Ассоциации Санкт-Петербурга: Это не раз в жизни. Нужно помнить, что не отбеливаются виниры, коронки и пломбы. Если у вас есть пломбы, зуб отбелится, а пломбы останутся прежними, и их придётся менять. Но через 9 месяцев зубы вернут прежний цвет, а пломбы – нет. Поэтому нужно обсудить с врачом, что важнее – белизна зубов или стабильность реставраций.