В гостях у программы «Утро в Петербурге» Татьяна Семёнова, ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения.
Тимофей Зудин, ведущий: Сегодня мы отправимся на выставку, которая с июля открыта в Синей спальне Зимнего дворца. Она называется «Тайны и красота. Европейские настольные кабинеты XVI–XIX веков в собрании Эрмитажа». «Настольный кабинет» – непривычное словосочетание. Что такое художественные кабинеты и как возник этот феномен?
Татьяна Семёнова, ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения: Уже в названии «тайны» и «красота» заложена интрига. Выставка о мебели, но мы привыкли воспринимать мебель утилитарно, прикладно, не подозревая, что она может отражать глобальные философские проблемы, связанные с картиной мира. В истории искусства это произошло один раз – с конца XVI и в XVII веке, когда расцвели предметы, называемые кабинетами. Это немецкий термин. Слово «кабинет» обозначало и помещение, и мебельный объект. Они возникали постепенно в эпоху Ренессанса и маньеризма, связанной с освоением античного наследия, коллекционированием и появлением первых музеев. Тогда такие помещения назывались кунсткамеры или кабинеты. Чтобы понять атмосферу кабинета, насыщенного искусством и книгами философов, приведу цитату из дневников Макиавелли: «С наступлением вечера я возвращаюсь домой и вхожу в свой кабинет; у дверей я сбрасываю будничную одежду, запыленную и грязную, и облачаюсь в платье, достойное царей и вельмож; так, должным образом подготовившись, я вступаю в старинный круг мужей древности и, дружелюбно ими встреченный, вкушаю ту пищу, для которой единственно я рожден; здесь я без стеснения беседую с ними и расспрашиваю о причинах их поступков, они же с присущим им человеколюбием отвечают. На четыре часа я забываю о скуке, не думаю о своих горестях, меня не удручает бедность и не страшит смерть: я целиком переношусь к ним».
Тимофей Зудин, ведущий: Кабинет Макиавелли был помещением. А что такое настольные кабинеты?
Татьяна Семёнова, ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения: Настольные кабинеты появились параллельно с помещениями. Они были сокровищницами. Внутри помещения нужно было хранить мелкие произведения искусства, и появились шкафчики – сокровищницы. Как правило, с дверцами, крышкой, выдвижными ящиками. Изначально, в Средневековье, это были переносные письменные ларцы для хранения писем. Кабинеты могли использоваться по-разному – как миниатюрные кунсткамеры или как хранилище ценностей, документов, произведений искусства.
Тимофей Зудин, ведущий: Какие есть центральные экспонаты? Мы знаем, что есть и кабинет, принадлежавший императору Петру.
Татьяна Семёнова, ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения: Совершенно верно. Эти вещи отличаются разнообразием материалов и техник, некоторые из которых утрачены. Эгерская техника – уникальна, экспонаты уникальны. Среди них шедевры мирового уровня, включая наборы для настольных игр. Особый интерес вызывает кабинет Петра I. Он привёз его из Амстердама, купив у аптекаря Альберта Себы, который помог Петру создавать «Кунсткамеру». На выставке этот кабинет представлен вместе с рожками, копытцами, которые в нём хранились. Кабинеты отражали разнообразие мира, философское понятие жизни и смерти, прекрасного и ужасного, бедности и богатства.
Тимофей Зудин, ведущий: Это эксперименты Петра в области естествознания нашли отражение?
Татьяна Семёнова, ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения: Совершенно верно. Пётр переворачивал Россию в сторону европейской культуры. «Кунсткамера» – первый музей в России. Ещё один кабинет в коллекции уникален. Внутренние вещи не сохранились, но изобразительная программа снаружи цельная и складывается в философскую концепцию. Тема – природа любви. С такими вещами нужно взаимодействовать: открывать дверцы, ящички. Как в театре: одно действие сменяется другим, и вы проникаете в глубину мысли и идей.