В гостях у программы «Утро в Петербурге» Николай Зыков, заместитель заведующего Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.
Николай Растворцев, ведущий: Поговорим о детективных историях в мире искусства и настоящих чудесах спасения. Одно из таких чудес прямо сейчас можно увидеть в Эрмитаже на выставке «Три нидерландские Мадонны», посвященной завершению сложнейшей реставрации картин, которые пережили настоящую войну за существование – Эпоху иконоборчества XVI века.
Ксения Бобрикова, ведущая: Эти произведения чудом уцелели, были спрятаны, забыты на века и буквально вырезаны из больших алтарей, чтобы их не уничтожили. Спустя 500 лет, благодаря работе реставраторов Эрмитажа мы можем увидеть их такими, какими их задумывали великие мастера Ян Провост и Ян Госсарт. Давайте начнём с самого невероятного сюжета история спасения «Мадонны во славе» Яна Провоста. Картину буквально замуровали в стену собора в Брюгге ещё в XVI веке. Неужели это был единственный способ, чтобы её спасти? Что происходило в ту эпоху иконоборчества, чтобы шли на такие крайние меры?
Николай Зыков, заместитель заведующего Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Мы видим огромную алтарную композицию, написанную в 1524-м году для собора. Это вторая половина XVI века, Нидерланды. Картина чудом сохранилась, потому что иконы тогда сжигали. Полотен такого формата осталось очень мало. Удивительно, но её и сохранили, и потеряли одновременно: она 200 лет считалась пропавшей, потому что была замурована за стеной собора.
Николай Растворцев, ведущий: Тогда были люди, которые понимали, что их нужно спасать и прятать.
Николай Зыков, заместитель заведующего Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: По сути, это были хранители, вероятно, настоятели собора или кто-то из их окружения, кто понял, что это шанс спасти картину, и именно так её и спасли.
Ксения Бобрикова, ведущая: Как отразилось на картине то, что она длительное время находилась в стене?
Николай Зыков, заместитель заведующего Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: У нас есть понимание другой истории её сохранения и деталей, которые выявились при изучении и реставрации. Реставрации, которые мы открыли сейчас, произошли после 1795-го года – это документировано. Обычно такое понять сложно, здесь ясно, что в XVIII веке её никто не реставрировал. На фотографиях и выставке видно множество повреждений, вероятно, от обрушения стены, когда камни посыпались на картину. Сейчас их тоже закрыли реставрацией. Экспонат всегда хранит в себе всю историю своего времени.
Николай Растворцев, ведущий: Реставрации открывают удивительные секреты. Самая невероятная история это и про замок, который появился на пейзаже, и про корабль, который сел на мель. Правда ли, что это знаменитый Мон-Сен-Мишель? Как эта деталь может изменить наше понимание замысла художника?
Николай Зыков, заместитель заведующего Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Этот замок или полуостров был виден, но неясно, что это. Раскрывая записи и наслоения, мы увидели корабль на боку. Стало понятно, что сочетание элементов не случайно. Абрис острова напоминает Сан-Мишель. Коллеги соглашаются. Сан-Мишель – центр средневекового паломничества, и для художника это важная точка: центральная ось картины – Бог Отец, Святой Дух, Мадонна, Сивилла внизу, предсказывающая спасение рода человеческого. Замок почти в центральной оси – центр паломничества. Провост, судя по всему, ездил в Иерусалим и посещал точки европейского паломничества, включая Сан-Мишель. Это музейная история, детективный клубок: распутываешь ниточки, которые тянутся в разные стороны, и сложно всё показать и объяснить зрителю.
Николай Растворцев, ведущий: Возвращаясь к «Мадонне с Младенцем», можно ли понять или предположить, что было изображено на утраченных участках? Могут ли эти участки быть где-то в Европе?
Николай Зыков, заместитель заведующего Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Скорее всего, не сохранились, но может быть, где-то есть. После реставрации второй Мадонны открылись новые части орнамента и цвета вокруг Мадонны, по которым можно соединять элементы. Возможно, где-то обнаружатся отдельные части. Это рутинная, медленная работа, и через 100 лет кто-нибудь может сказать, что нашёл кусочек этой картины, ведь мозаики собираются, а картины иногда распиливают пополам.
Николай Растворцев, ведущий: Бывало ли так, что части находились?
Николай Зыков, заместитель заведующего Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Есть абсолютный пример. Несколько лет назад Валерий Юрьевич реставрировал картину «Святой Лука, рисующий Мадонну» Рогира ван дер Вейдена. Половина картины пришла из одной коллекции, той же, что и «Мадонна во славе». Через 30 лет антиквар предложил Эрмитажу купить вторую половину картины, понимая, что она была распилена в начале XIX века.
Ксения Бобрикова, ведущая: Ещё одно громкое открытие ждало реставраторов с Мадонной Яна Госсарта. Долгое время находились лишь копии этой работы. Что такого нашли реставраторы, что позволило с уверенностью сказать, что это подлинный шедевр?
Николай Зыков, заместитель заведующего Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Есть много нюансов. Во-первых, мы провели дендрохронологическое исследование. В 2017-м году приехал немецкий профессор Питер Кляйн и датировал доску, на которой написана картина. Заключение: доска могла оказаться в мастерской художника в 1512-м году, не раньше, но позже могла. На ней изображена «Мадонна с младенцем» – портрет маркизы де Вире, жены патрона Яна Госсарта. Младенец родился в 1519-м году, что укладывается в даты. Провели исследование пигментов, там есть ультрамариновые краски, которые были очень дорогими. Картина описана в книге «Биография нидерландских художников» о Госсарте. Там отмечен потрясающий синий цвет одежды Мадонны, будто написан свежей краской. После реставрации это подтвердилось. Есть разные копии картины в музеях мира.