В гостях у программы «Утро в Петербурге» Светлана Скакун, карьерный консультант, преподаватель ИТМО.
Николай Растворцев, ведущий: Бешеный ритм жизни, сбитый режим сна и отдых, неумение говорить о своих чувствах и переживаниях, постоянные стрессы на работе – всё это приводит к эмоциональному истощению, самому распространенному состоянию XXI века.
Ксения Бобрикова, ведущая: По статистике, 75% жителей северной столицы сталкиваются с профессиональным выгоранием. Это самые высокие цифры по стране. С чем это связано? По каким признакам можно понять, что необходима помощь?
Николай Растворцев, ведущий: Какие первые звоночки не стоит пропускать в рамках своей профессиональной деятельности?
Светлана Скакун, карьерный консультант, преподаватель ИТМО: Чем больше любишь свою работу, тем больше надо от неё отдыхать. Когда мы погружаемся в поток, мы часто игнорируем сигналы, которые посылает тело. Тело всегда реагирует первым, потому что до психики доходит позже. Мы пашем, полны энергии, а тело уже даёт звоночки: просыпаемся посреди ночи, не можем заснуть или, наоборот, не можем встать. Даже во сне снится, что хочется спать, начинаются непонятные простуды, растерянность. Кажется, что отдохнём на выходных и всё пройдёт. Но это и есть те самые сигналы.
Ксения Бобрикова, ведущая: Это сложно связать с работой. Кажется, что это какие-то внешние факторы, совершенно не связанные с любимым делом.
Светлана Скакун, карьерный консультант, преподаватель ИТМО: Это факторы, связанные с большим количеством всего: с любимым делом, образом жизни, семьёй, отношениями. Выгорание – это не что-то точечное. Не бывает так, что на работе выгорел, а дома всё хорошо. Это общее состояние. Профессиональное выгорание – официальный диагноз Всемирной организации здравоохранения.
Николай Растворцев, ведущий: Как правильно реагировать на те сигналы? Как не допустить того, чтобы эта машина набирала обороты?
Светлана Скакун, карьерный консультант, преподаватель ИТМО: Вы сами сказали про машину. Есть выражение: машину сначала заправляют, а потом на ней едут. Мы же стараемся делать наоборот – сначала поработать, а потом когда-нибудь отдохнуть. Машина умнее нас, без бензина не поедет. А мы едем и едем, хотя в какой-то момент внутренняя батарейка перестает заряжаться. Первое, что нужно сделать при первых звоночках – обратить внимание на физическое состояние. Достаточно ли вы спите? Хорошо ли спите? Насколько вас раздражают или не раздражают люди вокруг?
Ксения Бобрикова, ведущая: Сейчас проведём тест, есть ли у нас выгорание.
Николай Растворцев, ведущий: Как интерпретировать результаты?
Светлана Скакун, карьерный консультант, преподаватель ИТМО: Если 1-2 пункта про вас, а остальное нет – скорее всего, всё хорошо. Если совпало 3-4 пункта – уже есть риск. Больше 4-х пунктов – нужно прекращать работать, брать отпуск, идти к врачу, делать полный чекап организма, смотреть, что просело. Выгорание – не модный диагноз, это опасное состояние, которое легче предотвратить, чем потом восстанавливать. Как аккумуляторные батарейки: их можно заряжать несколько раз, но в какой-то момент они заряд уже не держат.
Ксения Бобрикова, ведущая: Кто чаще подвержен выгоранию, мужчины или женщины? Какие профессии в зоне риска?
Светлана Скакун, карьерный консультант, преподаватель ИТМО: Если смотреть статистику, то чаще мужчины, потому что они меньше заботятся о себе. А если говорить о профессиях, то это в первую очередь педагоги, врачи, социальные работники, HR-менеджеры, то есть те, кто постоянно работает с людьми и отдает себя слишком много.
Николай Растворцев, ведущий: Насколько, на ваш взгляд, резкая смена работы может подзарядить батарейку, или это мнимая история?
Светлана Скакун, карьерный консультант, преподаватель ИТМО: Хорошо там, где нас нет. Если вы находитесь в состоянии выгорания, самое плохое, что можно сделать, – надеяться, что смена работы всё наладит. Не наладит. Сначала нужно восстановиться, а потом менять работу. Если уволиться в никуда и лежать пластом два месяца, может помочь, но не всем. Менять работу в состоянии выгорания – всё равно что заклеивать пластырем огнестрельную рану.
Ксения Бобрикова, ведущая: Если я поняла, что выгорание какое-то есть, что я могу сделать в качестве самопомощи?
Светлана Скакун, карьерный консультант, преподаватель ИТМО: Прямо сегодня приучите себя тормозить, делать паузу и задавать себе вопросы: «Что я сейчас чувствую? Как мое тело себя чувствует?» Если понимаете, что устали, отложите телефон, перестаньте прокручивать рилсы, выйдите туда, где есть природа, деревья, просто полчаса погуляйте в тишине. Это банально, но работает. Мозгу нужно отключаться, а мы в постоянном информационном шуме не даём ему этого делать, поэтому начинается выгорание. Слишком большой информационный перегруз, нужен информационный детокс и природа.