В гостях у программы «Утро в Петербурге» Роман Карманов, директор Президентского фонда культурных инициатив.
Николай Растворцев, ведущий: Цифровая революция проникла во все сферы нашей жизни, и культура не исключение. Искусственный интеллект пишет музыку, создаёт картины. Виртуальная реальность позволяет гулять по древним дворцам, не выходя из дома. Шедевры мировой живописи оцифрованы в сверхвысоком разрешении.
Ксения Бобрикова, ведущая: Но так ли всё однозначно? Не теряем ли мы в погоне за технологией ту самую магию живого контакта с искусством? Действительно ли искусственный интеллект – это новый художник или всего лишь инструмент? Как в этом новом мире защитить подлинность и авторское право?
Николай Растворцев, ведущий: Эти вопросы, как никогда, актуальны, и именно им сегодня посвящена одна из ключевых дискуссий на XI Санкт-Петербургском международном форуме объединенных культур.
Ксения Бобрикова, ведущая: Новые технологии в культуре – это благо или вред? Где проходит та самая красная линия, за которой технологии перестают помогать искусству?
Роман Карманов, директор Президентского фонда культурных инициатив: Мы уже третий раз обсуждаем эту тему в примерно одном составе, за 3 года сильно изменилась тематика и дискуссия. Раньше говорили, что это благо, время летит быстро. Сейчас позиция такая: это помощник, который стремится стать художником, и вопрос – как его удержать. Возникают вопросы, откуда взялся текст, песня, картина? Создал ли это человек сам или вместе с искусственным интеллектом, и сказал, что это его? Вопрос доверия. Есть мнение, что это хорошо, искусственный интеллект помогает с рутинными процессами, ускоряет, делает дешевле, контент создается быстрее, ярче, насыщеннее, энергичнее. Но важно, чтобы человек не был заменён. Далеко не все художники и музыканты признаются, в какой мере им помог ИИ. Дискуссия сегодня продлится 2 часа, позиции разные, неизвестно, к чему придём. Раньше говорили о применении ИИ как об опасности, теперь вопрос не в том, надо или нет, а в том, как применять.
Николай Растворцев, ведущий: Скажите несколько слов о том, с кем будете обсуждать тему на этот раз. Насколько вы ожидаете полярное мнение?
Роман Карманов, директор Президентского фонда культурных инициатив: Например, Михаил Борисович Петровский, Михаил Ефимович Швыдкой, Константин Юрьевич Богомолов, у нас есть и китайские друзья, также корейские спикеры.
Николай Растворцев, ведущий: Там так же смотрят на искусственный интеллект?
Роман Карманов, директор Президентского фонда культурных инициатив: Обсуждается тема суверенного искусственного интеллекта на основе нашего культурного кода. ИИ – это совокупность данных, важно, чтобы результат был основан на нашем культурном коде. В Южной Корее к этому уже подошли плотно, такой дискуссии в мире нет. Суверенный ИИ необходим, он должен строиться на нашем культурном коде. У нас есть достижения: отечественный ИИ, крупные компании создают его, можно делиться с другими странами, у которых нет такой возможности. В странах, где есть ресурсы, как Китай, Южная Корея, США, они развивают ИИ сами. Это вопрос национальной безопасности и необходимость.
Николай Растворцев, ведущий: Ваш Президентский фонд культурных инициатив, которым вы руководите, поддерживает сотни проектов по всей стране. Стали ли сегодня заявки с использованием искусственного интеллекта или каких-то других технологий нормой, или это пока задача со звездочкой?
Роман Карманов, директор Президентского фонда культурных инициатив: У нас такая же проблема ровно стоит, и мы обсуждаем, хорошо это или плохо. Уже есть заявки, где используется искусственный интеллект как соавтор. Пока мы находимся в уверенности, что это хорошо, потому что искусственный интеллект даёт возможность расширить количество идей, которые могут возникнуть, и человек отбирает, насколько ему это полезно, и что использовать.
Ксения Бобрикова, ведущая: Можете привести пример самого неожиданного технологического проекта, который вас впечатлил, и вы поддержали?
Роман Карманов, директор Президентского фонда культурных инициатив: У нас был очень хороший проект, он назывался «Родина-Герой». Очень простая история: оцифрованные артисты поехали на гастроли по городам. Это был реальный концерт, его показывали на самых больших монументальных зданиях, сооружениях, крепостях и так далее. Мы были удивлены, потому что, казалось, что это же неживой человек в конце концов, пойдёт аудитория или нет, – неизвестно. Но люди восприняли очень хорошо. Действительно, получилось колоссальное шоу, исполнялись песни, которые являются нашей гордостью, и это дало возможность этим артистам виртуально приехать в те точки, куда они в таком составе не могли бы попасть. В этом смысле это было очень здорово, и хотелось бы, чтобы таких проектов было больше.
Николай Растворцев, ведущий: Иногда мы видим в интернете, когда берут фотографии артистов, которых уже нет, к сожалению. Это какое-то путешествие во времени.
Роман Карманов, директор Президентского фонда культурных инициатив: Это этическая проблема, она сегодня тоже будет обсуждаться, будет отдельная сессия по этому поводу. Владимир Романович Легойда будет вести эту сессию. Каждый год у нас обсуждаются этические вопросы, потому что есть люди, которые не приемлют того, что, например, оцифрованный Тихонов будет снова играть Штирлица. Скоро мы увидим сериал с участием виртуального героя на одном из центральных каналов. На прошлой сессии была дискуссия, насколько это хорошо или плохо. Но однозначной позиции здесь нет.
Николай Растворцев, ведущий: Наверное, ещё немаловажный вопрос авторства возникает так или иначе. То есть, кто автор? Человек, который при помощи искусственного интеллекта что-то сделал? Программист, который создал программу?
Роман Карманов, директор Президентского фонда культурных инициатив: Это мы тоже будем сегодня обсуждать, потому что тема защиты интеллектуальных прав актуальна. Уже есть прецеденты, когда владельцев искусственного интеллекта привлекают к судебной ответственности за использование материалов людей без их согласия. В нашей стране таких прецедентов пока нет, но дискуссия о том, как ограничить использование, как защитить художника, музыканта и их интеллектуальный труд, тоже ведётся. На прошлый год позиция была такой: пока наблюдать за развитием событий, чтобы чрезмерное регулирование не сделало нас неконкурентоспособными. Но, чем дальше, тем очевиднее необходимость регулирования, тем более что создаются прецеденты в других странах. Поэтому дискуссия о защите прав и развитие законодательства будут идти параллельно.