В гостях у программы «Утро в Петербурге» Владимир Абинякин, хранитель Фонда искусства Индии Отдела Востока Государственного Эрмитажа.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: «Индия – не чужбина, а родная сестра России», – так о восточном бриллианте, стране колоритной культуры, специй, слонов отзывался Николай Рерих. В коллекции Эрмитажа собраны шедевры индийского искусства с древнейших времен до начала XX века.
Василий Киров, ведущий: Сегодня мы познакомимся с индийской живописью.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: В Индии очень необычно подошли к созданию своей живописи не только в плане сюжетов и красок, но и в плане той формы, и той основы. Мы привыкли к холстам на подрамниках, а они пошли другим путем.
Владимир Абинякин, хранитель Фонда искусства Индии Отдела Востока Государственного Эрмитажа: Обычно мы представляем себе картины в золоченых рамках, но индийская живопись существовала совсем в других формах. Действительно, одним из главных пищевых материалов в Индии был пальмовый лист, и живопись существовала в форме рукописи на пальмовых листах. Затем уже распространяется бумага, и это материал очень недолговечный. Поэтому мы мало себе представляем индийскую живопись древних времён, сохранились некоторые образцы монументальной живописи.
Василий Киров, ведущий: Что известно о раннем периоде? Ведь это всё недолговечные материалы?
Владимир Абинякин, хранитель Фонда искусства Индии Отдела Востока Государственного Эрмитажа: Нам известно по текстам и литературным памятникам, что существовали и портреты, и живопись религиозная, но то, что осталось, скажем, от 1-го тысячелетия, – это буквально крупица – несколько образцов монументальной живописи религиозного искусства. Например, в пещерах Аджанты можно увидеть совершенно потрясающие монументальные циклы росписей. Памятников станкового искусства, рукописей практически не осталось, самые ранние, известные нам, относятся уже к XII веку.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Какие живописные школы существовали в Индии? О каких нам доподлинно известно сейчас? Гордится ли страна этим наследием?
Владимир Абинякин, хранитель Фонда искусства Индии Отдела Востока Государственного Эрмитажа: Мы говорим о миниатюрной живописи, которая была частью рукописей на пальмовых листьях, на бумаге. В разных областях Индии существовали свои собственные школы живописи. В Эрмитаже представлены четыре главные школы. Это могольская школа живописи, которая существовала при дворе правителей мусульман, так называемая раджпутская школа живописи, которая существовала в местных княжествах, которые не сдавались под властью Ислама и исповедовали индуизм. Совершенно особая страница – западноиндийская школа, деканская. Это в общем-то все уже территории периферийные, имеющие свои особенности.
Василий Киров, ведущий: Понятно, что весь мир всегда тяготел к нестандартному европейскому искусству. Насколько было популярно искусство Индии на Западе? Шло ли оно на экспорт?
Владимир Абинякин, хранитель Фонда искусства Индии Отдела Востока Государственного Эрмитажа: Индия находилась далековато, и большинство памятников уходило всё равно в метрополию, в Англию. Интерес к Индии появился уже в XX веке во многом благодаря деятелю русской культуры Николаю Рериху, стали потихоньку собираться памятники индийского искусства. Но известно, что, например, некоторые листы могольской живописи доходили до Голландии, и Рембрандт увлекался ими и копировал. Сохранились рисунки Рембрандта памятников могольской живописи.
Василий Киров, ведущий: Были ли различия экспортного искусства и внутреннего?
Владимир Абинякин, хранитель Фонда искусства Индии Отдела Востока Государственного Эрмитажа: Конечно были. В XVIII и XIX веках формируется целое направление в живописи, которое искусствоведы называют «Стиль Компании». Это связано с деятельностью Ост-Индских компаний. Как раз тогда индийские художники ориентируются на западного заказчика, поэтому в их произведениях появляются европейские художественные приёмы, такие как линейная перспектива, светотень. Они пытаются изображать знаменитых деятелей своей истории, знаменитые постройки, праздники, флору, фауну, но делая такие совершенно роскошные подарочные сувениры для европейцев.
Василий Киров, ведущий: То есть западное искусство тоже влияло на их традиционную культуру?
Владимир Абинякин, хранитель Фонда искусства Индии Отдела Востока Государственного Эрмитажа: Конечно. Начиная с самого конца XVI века, индийцы обожают всё западное – гравюры, живопись. Они копируют сами эти произведения и потихоньку впитывают западноевропейскую манеру, но сохраняя классические индийские техники живописи, например, живопись на слоновой кости. Европейцы научились у индийцев, но индийцы не понимали прелести этого искусства, а затем уже в XVIII–XIX веках широко стали использовать эту манеру.
Василий Киров, ведущий: Как попадали все эти произведения индийского искусства в Эрмитаж? Хочется сказать о том, что цесаревич Николай Александрович был в Индии и привёз одну из самых больших коллекций живописи на слоновой кости. Так ли это?
Владимир Абинякин, хранитель Фонда искусства Индии Отдела Востока Государственного Эрмитажа: Да, это действительно так. Сохранились свидетельства. Известно имя художника и мастерской, которую посетил Цесаревич. Это разного размера миниатюры, выполненные на пластинах слоновой кости.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Они тоже есть в экспозиции?
Владимир Абинякин, хранитель Фонда искусства Индии Отдела Востока Государственного Эрмитажа: Да, они представлены в экспозиции. В основном это портреты великих персон, великих моголов, императоров, тех, кто прославил индийскую историю. Это поразительные предметы, тончайшая живопись. Художники использовали кисть в один волос настолько тонко, применяли европейскую технику пуантель, когда маленькими точечками, как пикселями, создавали буквально фотографические изображения, полные воздуха, перспективы и светотени. Это совершенно удивительно.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Когда Индия стала такой меккой, в том числе и для художников, и путешественников, и знатных туристов? Какое влияние оказали западные художники, которые там жили, творили, вдохновлялись Индией?
Владимир Абинякин, хранитель Фонда искусства Индии Отдела Востока Государственного Эрмитажа: Да, это очень интересно. Уже в начале XX века индийцы пытались найти свой собственный особый национальный язык живописи. Это было связано с движением к национальному освобождению. В 1920-е годы проходила выставка Баухауса, где были представлены работы художников-модернистов – Пауля Клее и Василия Кандинского. Это было в Индии, недалеко от Калькутты, где был крупный университет по инициативе Рабиндраната Тагора, знаменитого писателя и нобелевского лауреата. Индийцы увидели модернистскую авангардную живопись и привносили в художественный язык своей живописи элементы интернационального искусства, при этом стараясь найти свою собственную манеру.
Василий Киров, ведущий: Но в Эрмитаже есть собственная манера?
Владимир Абинякин, хранитель Фонда искусства Индии Отдела Востока Государственного Эрмитажа: Да, конечно, есть. После выставки, которая проходила в 1950-е годы, тогда ещё малоизвестные индийские художники показывали свои работы в Советском Союзе. Сейчас многие из них стали первыми именами в истории индийского искусства, и мы можем гордиться памятниками их творчества здесь, в России.