В гостях у программы «Утро в Петербурге» Елена Предко, юрист, заместитель директора Санкт-Петербургской Центральной коллегии адвокатов по связям с медиа.
Василий Киров, ведущий: Шоппинг не выходя из дома сегодня уже никого не удивляет. Маркетплейсы действительно плотно вошли в нашу жизнь, и теперь там можно купить абсолютно всё – от стирального порошка до машины или даже квартиры.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Но кто и как гарантирует соблюдение всех прав покупателей? В скором времени в России деятельность цифровых платформ будет регулироваться отдельным законом. Что за федеральный закон № 289? Почему он так важен?
Елена Предко, юрист, заместитель директора Санкт-Петербургской Центральной коллегии адвокатов по связям с медиа: Данный закон опубликован 31-го июля 2025-го года, но вступит в законную силу в с 1-го октября 2026-го года. Мы все очень ждали этого закона, потому что он поможет всем игрокам цифровой посреднической площадки и владельцам ПВЗ.
Василий Киров, ведущий: Чем он будет полезен покупателям? Какой функционал он принесёт потребителю? Как он будет защищать их права?
Елена Предко, юрист, заместитель директора Санкт-Петербургской Центральной коллегии адвокатов по связям с медиа: Дело в том, что в каждой карточке продавец обязан указать все свои данные. Из оборота на маркетплейсах будут удалены все контрафактные товары, нелицензированные лекарственные препараты, БАДы и другие товары, изъятые из производства.
Василий Киров, ведущий: То есть можно смело сказать, что новый закон позволит очистить рынок маркетплейсов? Мы сможем быть уверены, что на маркетплейсах продаются исключительно качественные товары?
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Каким образом закон защитит продавцов? Потому что, наверное, в какой-то момент будет сильное недовольство у тех, кто продаёт вами перечисленное.
Елена Предко, юрист, заместитель директора Санкт-Петербургской Центральной коллегии адвокатов по связям с медиа: Новый закон требует обязательного заключения договоров между электронными площадками, посредническими и пунктами выдачи заказов, а также между электронными площадками и селлерами, продавцами. У нас была практика в Санкт-Петербургской центральной коллегии адвокатов. К нам обратился один из агрегаторов, на него подал иск в суд один из ИП, так как на его площадке была размещена продукция другого ИП с его товарным знаком с исключительными правами. Мы отбили, потому что у этого агрегатора в соглашении было указано правило, что все продавцы несут сами ответственность за товар и за исключительные права.
Василий Киров, ведущий: Если разные продавцы продают один и тот же товар – это нормально. А когда другой продавец продает контрафакт, зная об этом и выставляя его за оригинал. Что этот закон позволит изменить в этой ситуации?
Елена Предко, юрист, заместитель директора Санкт-Петербургской Центральной коллегии адвокатов по связям с медиа: Он позволит людям покупать честные товары от производителя, а не подделки из Китая. Будет введён реестр цифровых площадок – это обязательное условие. Здесь будет усилен контроль государства за действиями всех цифровых площадок. Это учёт и контроль со стороны государства. Это позволит защитить всех игроков данного рынка, всех трех.