Традиция отмечать День знаний, как это делают сегодня — сложилась к середине XX века. Однако корни обычаев уходят вглубь веков.
Ещё в XV веке, когда образование было тесно связано с церковью, 1 сентября считали началом нового года — Новолетием. Согласно верованиям, именно в этот месяц Господь сотворил мир.
 
ДМИТРИЙ АКСЁЧИК, корреспондент:

В России долгое время не существовало единого дня для начала учебного года. В петровскую эпоху одни школы принимали учеников в конце августа, другие — в сентябре или октябре. В деревнях же обучение нередко начиналось 1 декабря, в день памяти пророка Наума. Была даже поговорка: «К Науму — на ум».

РОМАН СОКОЛОВ, доктор исторических наук, проректор по воспитательной и деятельности и молодёжной политике РГПУ им. А. И. Герцена:
1 декабря – это начало зимы, полевые работы закончены, и, соответственно, действительно можно заняться чем-то ещё. Например, школьным образованием, школой, и с точки зрения практической составляющей это тоже было разумно.
Что касается пророка Наума, я думаю, свою роль играло созвучие его имени Наум с фразой «Наум, человека наставить». Не более того. Хотя, согласитесь, совпадение очень красивое.

 
Школьное обучение не было привязано к конкретным датам еще и потому, что отсутствовала четкая регламентация образовательного процесса — не существовало профильных министерств и ведомств.
 
РОМАН СОКОЛОВ, доктор исторических наук, проректор по воспитательной и деятельности и молодёжной политике РГПУ им. А. И. Герцена:

Если говорить о правильном образовании, об академическом образовании, то оно зародилось в эпоху Петра с созданием Академии наук, академического университета и академической гимназии. В России образование существовало, но вот такое правильное, ступенчатое, я бы сказал, появилось как раз при Петре. И поэтому, конечно, те практики и традиции, которые в Европе существовали, они во многом на нашу землю были перенесены, причём лучшие практики.
 
Традиция использовать ручной колокольчик на уроках появилась в XVII веке. Чешский педагог Ян Амос Коменский, один из основателей классно-урочной системы, применял звонок, чтобы дисциплинировать учеников.

ХХ век стал основополагающим в системе отечественного образования. После начала Первой мировой войны молодёжные социалистические организации предложили ежегодно проводить Международный юношеский день с антивоенными акциями и «уроками мира». А с 1932-го — каждое 1 сентября. Эту же дату в 1935 Совнарком и ЦК ВКП(б) утвердили, как единое начало учебных занятий во всех школах СССР.
 
ДМИТРИЙ АКСЁЧИК, корреспондент:

А в 1939-м дата получила дополнительный, трагический смысл: именно 1 сентября нацистская Германия развязала Вторую мировую войну, и пацифистская интонация «первого урока» только усилилась.
 
В январе 1944-го в Краснодарскую школу, где директором был педагог-новатор Брюховецкий пришло письмо: выпускнику присвоили звание Героя Советского Союза. Федор Федорович предложил отметить это праздником «За честь школы» с концертами, подарками и Книгой почёта. В 1950-е годы его идеи получили широкое распространение: День знаний, прощание с букварём, Первый и Последний звонки стали всенародными.

РОМАН СОКОЛОВ, доктор исторических наук, проректор по воспитательной и деятельности и молодёжной политике РГПУ им. А. И. Герцена:
Мне вспоминается книга Николая Николаевича Носова «Витя Малеев в школе и дома», о том, как учился мальчик в начале 50-х годов. Автор описывает этот его первый день учёбы. И, соответственно, среди прочего говорится о первоклассниках, которые шли с цветами для того, чтобы, внимание, — украсить класс.
 
В 1984-м году День знаний получил официальный статус всенародного праздника. В наши дни список традиций продолжает пополняться. Так, всего несколько лет назад в начале учебной недели в российских школах стали поднимать флаг и исполнять государственный гимн.