МИХАИЛ СПИЧКА, ведущий:
Доброе утро! Нам, порой, бывает очень любопытно, что готовят о своих кухнях другие люди. А разве не интересно, что они читают? Какие книги берут в библиотеках? К некоторым из этих книг мы присматриваемся чуть внимательнее. За мной, читатель!
Когда мы говорим о советской, а в чём-то и антисоветской фантастики, в первую очередь вспоминаются два имени и одна фамилия. Аркадий, Борис — имена, фамилия — Стругацкие. Старший — филолог (английский и японский языки), младший — астроном Пулковской обсерватории. Идеальное сочетание гуманитария и адепта точных наук для того, чтобы появилось на русском языке то, что мы называем научной фантастикой, и то, от чего не оторваться читателю с первой и до последней строчки.
Помню из детства, я приболел, родители в школу не отправили. Багровый клюквенный морс — и я, получая удовольствие от этого температурного безделья, читаю «Страну багровых туч». Это было первое крупное произведение братьев Стругацких. Может, именно после него я так полюбил фантастику? «Извне». «Путь на Амальтею». «Стажёры». Это то, что вошло в первый том собрания сочинений братьев Стругацких. Космические приключения времён оттепели. Позже всё стало гораздо серьёзнее. «Трудно быть богом». «Улитка на склоне». «Сказка о тройке». «Обитаемый остров». Et cetera. Странно, что некоторые книги вообще издавались в Советском Союзе. Настолько они были опасно многозначными. Перед вами первый том собрания сочинений братьев Стругацких. Читать нужно все тома. По возможности, где-то на скамеечке, на пересечении Московского проспекта и улиц Фрунзе и Победы. На площади Братьев Стругацких.
Как-то на известного фантаста Теодора Старджина снизошло озарение: 90% всего на свете – это полная ерунда. Как это ни печально, но с ним трудно спорить. Однако, остаются ведь и эти 10. Всего 10 — зато каких процентов. И вот в них как раз и попадают рассказы, собранные в скромный на вид, но очень ёмкий в своём содержании томик «Туннель под миром». Он вышел в свет в 1965-м году, когда братья Стругацкие только издали свой «Понедельник, который начинался в субботу». Что в этом сборнике? Антология англо-американской фантастики, той фантастики, которую придумали выдающиеся мастера жанра. Фредерик Пол. У него про то, как человек становится предметом эксперимента по внедрению рекламных технологий. Ну нет, это не про нас с вами, ни в коем случае. Есть смешной сюжет с волшебником Джином, который таскает для своего повелителя бытовую технику у бюргеров 50-х годов 20-го века. Это Роберт Шекли «Царская воля». Планета, которая, как женщина, очень хочет понравиться тем, кто её посетил, и мстит тем, кто её не полюбил. Это уже Брэдбери. «Здесь могут водиться тигры». Далее о великом Рее чуть подробнее.
Почти ровно за пять лет до Аркадия Стругацкого, а именно 22 августа 1920 года, родился Рей Дуглас Брэдбери. Ему не нравилось, когда о нём говорили как о самом выдающемся из ныне живущих фантастов. Он предпочитал называть себя сказочником, моралистом, вперёд смотрящим. Сказочником он был добрым, правда не всегда. Моралью строго не докучал, хотя она есть во всех его 800 произведениях, романах, повестях и по большей части рассказах. А вперёд, то есть в будущее, он смотрел, как и подобает всякому уважающему себя писателю-фантасту. Фантастика у Брэдбери — это скорее не цель, а средство, приём, с помощью которого писатель говорит о самых важных и волнующих человека вещах: о любви, взаимопонимании, одиночестве. Это даже на примере огромного затерянного в глубине вод и миллионов лет динозавра. И о смерти. Смерть, говорил Брэдбери, это мой постоянный бой, я вступаю с ней в схватку в каждом рассказе, в каждой пьесе. Как тут не вспомнить Андрея Синявского, который иронично называл смерть главным событием в жизни. В этой антологии два самых известных крупных произведения Рея Брэдбери. «451 градус по Фаренгейту», кстати, попробуйте их перевести в градусы по Цельсию, и «Марсианские хроники». Представьте себе, «Хроники» были напечатаны 75 лет назад. И множество рассказов классики литературы 20 века и не только фантастической.
И в завершении вернёмся к братьям Стругацким. Вкусная цитата: «На скатерти виднелись неотмытые пятна. На ней много и вкусно ели. Ели омаров и мозги с горошком. Ели маленькие бифштексы с соусом Пикан. Большие и средние бифштексы тоже ели. Сыто отдувались, удовлетворённо цыкали зубом». «Понедельник начинается в субботу». Помните об этом. С вами был Михаил Спичка. Читайте со вкусом.
Читательская карта. Аркадий и Борис Стругацкие — классики советской научной фантастики и другие мастера «sci-fi»
28 августа 2025, 07:45