В гостях у программы «Утро в Петербурге» Ольга Дорофеева, детский невролог.
Ксения Бобрикова, ведущая: Учёные Сеченовского университета провели исследование, которое показало, что в последние десятилетия число детей-левшей стало больше. Некоторые специалисты это связывают с тем, что значительно улучшилась ранняя диагностика малышей, леворуких детишек перестали переучивать в садиках и школах.
Николай Растворцев, ведущий: Несмотря на то, что нейрофизиология далеко шагнула вперёд, в обществе до сих пор сильны стереотипы о леворукости. Мы будем развивать самые распространенные мифы в прямом эфире.
Ксения Бобрикова, ведущая: Давайте поясним, что левшество и леворукость понятия не тождественные. Скажите, в чём различие?
Ольга Дорофеева, детский невролог: Леворукость – это когда человек предпочитает действовать левой рукой, а левшество – более широкое понятие, отражающее особую функциональную организацию мозга. При решении задач включаются оба полушария, но одно доминирует. У левшей оба полушария равнозначно участвуют в выполнении задачи, и картина уникальна.
Николай Растворцев, ведущий: В каком возрасте можно понять по ребёнку, что он точно левша или правша?
Ольга Дорофеева, детский невролог: Всё не так просто. Левшество уникально для каждого ребёнка. Иногда предпочтение руки формируется внутриутробно, у кого-то – до года. Например, даём погремушку, и ребёнок берёт её преимущественно левой. Иногда сторонность меняется – сегодня правая, завтра левая. Но к четырём годам ребёнок должен определиться. Если этого не происходит, стоит обратиться к нейропсихологу.
Ксения Бобрикова, ведущая: Какие могут быть сложности, если ребёнок не определился к четырём годам?
Ольга Дорофеева, детский невролог: Ребёнок-левша имеет особенности, связанные с уникальной функциональной организацией мозга. Оба полушария участвуют в задаче, но это похоже на двух начальников, которые не могут договориться, кто будет её выполнять. В результате задача либо не выполняется, либо выполняется очень сложным путём. Как шутят нейропсихологи: «Отправь левшу в Москву, он пойдёт через Магадан».
Ксения Бобрикова, ведущая: Вы имеете ввиду, что путают право-лево?
Ольга Дорофеева, детский невролог: Не только. Левшество – это более широкое понятие, включающее неустойчивость связей. У детей, которые путают правую и левую руку, межполушарные связи ещё не сформированы, но у левшей это встречается чаще. Кроме того, внутри полушария связи у них тоже другие – диффузные и неустойчивые. Если вернуться к метафоре с Москвой, каждый раз в Москву они идут новыми путями, и навык не закрепляется.
Ксения Бобрикова, ведущая: Некоторые родители очень боятся, что ребёнок левша. Другие, наоборот, считают это замечательным. Это будет художник, какой-нибудь композитор, певец. Что вы скажете?
Ольга Дорофеева, детский невролог: Здесь важно не впадать в крайности: не требовать от левши гениальности, но и понимать, что левшество реально влияет на особенности ребёнка. При этом сама группа леворуких детей очень неоднородна.
Николай Растворцев, ведущий: Мы знаем, что раньше их пытались переучивать. Как быть родителям? На что обратить внимание родителям левшей?
Ольга Дорофеева, детский невролог: Навык усваивается сложнее, ребёнку-левше нужно больше времени, чтобы освоить чтение и письмо. Это связано с тем, что у него запаздывает освоение пространственных дефиниций – право-лево, верх-низ. Поэтому такой ребёнок будет сложнее осваивать чтение и письмо. Ему нужно больше времени.
Николай Растворцев, ведущий: Десятки тысяч первоклашек пойдут в этом году первый раз в первый класс, и среди них будет какой-то процент левшей. Какой дадите совет родителям и учителям, которые встретятся с левшами?
Ольга Дорофеева, детский невролог: Если ребёнок левша, давайте больше времени. Чередуйте физическую нагрузку с умственной, не требуйте, будьте бережны к своему ребёнку.