В гостях у программы «Утро в Петербурге» Всеволод Образцов, куратор выставки, заведующий сектором оружия отдела «Арсенал» Государственного Эрмитажа.
Николай Растворцев, ведущий: В июне в крупнейшем музее страны, где хранятся сокровища со всего мира, открылась выставка, которая сама по себе драгоценность. Она невелика по количеству экспонатов, но безмерна по ценности мастерства и традиции.
Ксения Бобрикова, ведущая: Речь о проекте «Из наследия Бахрейна. Искусство изготовления мечей и кинжалов». Это не просто коллекция холодного оружия, это изысканное ювелирное искусство, где клинок – это лишь холст для виртуозной работы с золотом, серебром и знаменитым бахрейнским жемчугом.
Николай Растворцев, ведущий: Петербург – город-кузнец, город-воин, но сегодня он говорит на языке тончайшего восточного искусства.
Ксения Бобрикова, ведущая: Эта выставка открылась вне Петербуржского международного экономического форума. Насколько она важна не только как культурное, но и как дипломатическое событие? Что мы должны понять о королевстве Бахрейна?
Всеволод Образцов, куратор выставки, заведующий сектором оружия отдела «Арсенал» Государственного Эрмитажа: Выставка в значительной степени дипломатическо-культурный проект. Она открылась рядом с Экономическим форумом, и это мост между экономикой и культурой. Рассказывает она не столько об оружии, сколько о традициях. Бахрейн, как и любое восточное государство, традиционное общество, и то, что сложилось 200-400 лет назад, живо до сих пор. Выставка именно про это – про уважение к прошлому, которое живо, и мы в этом живём, не только как европейцы, а как человечество.
Николай Растворцев, ведущий: Мы знаем, что в основе экспозиции наследие семьи Аль-Саек и их фабрики, которые работают более двухсот лет. Что нам известно о самих мастерах? Как им в XXI веке удается сохранять верность многовековым традициям? Что для них означает их труд? Это ремесло, это искусство или это нечто большее?
Всеволод Образцов, куратор выставки, заведующий сектором оружия отдела «Арсенал» Государственного Эрмитажа: Это всё сразу. Бахрейн – государство и общество традиционное. Создание оружия – это не только ремесло. У нас была выставка «Ремесло как искусство», и речь именно об этом. На исламском Востоке оружие всегда было больше, чем оружие: символ статуса, независимости, маскулинности. Во все времена производство подобных предметов находилось под покровительством государства, власти, монархии. Сейчас, то, что делают современные мастера в Бахрейне, находится под вниманием и покровительством правящей династии. С одной стороны, это облегчает жизнь, с другой – накладывает на мастеров ещё большую ответственность за результат труда.
Ксения Бобрикова, ведущая: Когда мы видим это оружие, которое сделано из золота 875-й пробы, там есть и жемчуг, и слоновая кость, язык не поворачивается назвать это оружием. Это кажется произведением искусства. Такое оружие могло использоваться в настоящем бою?
Всеволод Образцов, куратор выставки, заведующий сектором оружия отдела «Арсенал» Государственного Эрмитажа: На исламском Востоке не было понятия разделения на боевое и небоевое оружие, оно было либо украшено, либо нет. Чем выше статус владельца, тем больше у него было возможностей и тем богаче выглядело оружие. Даже максимально украшенное оно сохраняло все необходимые функции и должно было быть готово к использованию, несмотря на золото и бриллианты. Понятно, холодное оружие уже давно не используется по назначению, но оно по-прежнему символ статуса. Именно поэтому такие предметы создаются и пользуются большим спросом.
Николай Растворцев, ведущий: Есть ли из всего списка ваша личная «находка», которая рассказывает особенно яркую историю, которой хотелось бы поделиться?
Всеволод Образцов, куратор выставки, заведующий сектором оружия отдела «Арсенал» Государственного Эрмитажа: На самом деле выставка больше, чем просто оружие, хотя оно в центре. Там есть удивительные предметы. Особенно интересно, что на стадии подготовки мы долго решали, включать ли инструменты, которыми создают эти предметы, и решили, что нужно. Конечно, это не полный арсенал, представлены лишь некоторые, но это напоминает, из чего и как создавалось оружие. Лично для меня как куратора включение инструментов оказалось одним из самых интересных моментов выставки.
Николай Растворцев, ведущий: Помимо мечей, кинжалов на выставке есть совершенно не военные предметы – кофейник, курильница. Почему они оказались в одной экспозиции с оружием? Что их объединило?
Всеволод Образцов, куратор выставки, заведующий сектором оружия отдела «Арсенал» Государственного Эрмитажа: Оружие – очень важная и единственная часть культуры любого общества, будь то европейское, японское или бахрейнское. У культуры есть свои маркеры, яркие вещи. Один из таких маркеров на Востоке – кофе. Кофейник с золотом, жемчугом и драгоценностями символизирует гостеприимство. В выставку включены курильницы для благовоний и соколиные насеста, потому что соколиная охота на Востоке – неотъемлемая часть культуры. Эти предметы объединены в одной витрине с инструментами, которыми их создают, чтобы показать более широкую перспективу малоизвестной нам культуры.
Николай Растворцев, ведущий: Ещё один важный акцент – то, что на выставке присутствуют предметы не только старины, есть и экспонаты первой четверти XXI века. Как, на ваш взгляд, современные бахрейнские мастера сочетают каноны и современность? Можно ли понять, что это уже новое веяние?
Всеволод Образцов, куратор выставки, заведующий сектором оружия отдела «Арсенал» Государственного Эрмитажа: Формы предметов на выставке не вчера появились, а действительно очень древние: сабли восходят к иранской культуре. Иранские шамширы сильно повлияли на оружейную культуру всего Ближнего и Среднего Востока. Формы кинжалов тоже исторически хорошо известны. Выставка о традициях и современности. Рабочее название содержало словосочетание «традиции и современность», это почувствует каждый, кто придет. Название осталось за кадром, но экспонаты сами по себе говорящие.