Дмитрий Аксёнчик, корреспондент:

Как известно, поэт – это не профессия, а призвание. Подтверждение правдивости этой гипотезы в судьбах: врачей, инженеров, педагогов, юристов, подаривших нам жемчужины русской, да и мировой литературы.
У Михаила Афанасьевича Булгакова был диплом врача и солидный медицинский опыт. Он ампутировал ноги, принимал роды, лечил детей от дифтерии и даже вёл частную практику как венеролог. Решение пойти в медицину Булгаков принял вполне прагматично: видел, что профессия востребована и достойно оплачивается. Опыта набирался в разгар Первой мировой войны — работал хирургом в прифронтовых госпиталях. Можно почитать его рассказ «Полотенце с петухом». Написан с анатомической достоверностью. Но карьера врача складывалась тяжело. Вместо столичных клиник — дремучее село Никольское. Его жена Татьяна вспоминала, как Михаила впервые вызвали к роженице:

«А муж этой увидел Булгакова и говорит: «Смотри, если ты её убьёшь — я тебя зарежу». Вот, думаю, здорово. Первое приветствие».

Дмитрий Аксёнчик, корреспондент:

Без этой практики мы, быть может, никогда бы не узнали доктора Полякова из «Морфия» или же профессора Преображенского из «Собачьего сердца». Известный драматург, автор 47 пьес, которые являются основой репертуара классического русского театра Александр Островский с детства тяготел к писательству. Но по воле отца поступил на юридический факультет Московского университета. Ненадолго. Завалил экзамен по римскому праву и был отчислен. После этого Островский служил в московских судах: вёл протоколы, слушал дела, изучал семейные тяжбы. Самые сочные и колоритные эпизоды он тайком записывал в свою тетрадь с описанием внешности участников диалогов. Так появился его первый очерк, а затем и пьеса о браке по расчёту «Картина семейного счастья». Кстати, юридическая закалка помогала Александру Николаевичу не только в творчестве. Он активно защищал авторские права — свои и коллег, создав в 1869 году Общество русских драматических писателей.
Фёдор Михайлович Достоевский с детства мечтал о писательстве, но его отец считал, литература не прокормит. Так юноша оказался в Главном инженерном училище Петербурга.

«Меня с братом Мишей свезли в Петербург в Инженерное училище, и испортили нашу будущность. По-моему — это была ошибка».

Дмитрий Аксёнчик, корреспондент:

Учился, как вы понимаете, неохотно. После первого курса его оставили на второй год.

«О, ужас! Ещё год, целый год лишний! Я бы не жалел, ежели бы слёзы бедного отца не жгли души моей».

Дмитрий Аксёнчик, корреспондент:

После выпуска служил полевым инженером-подпоручиком, но чертежи возвращались с выговорами, планы не принимались. Всего через год Достоевский ушёл в отставку и с головой погрузился в литературу.
Николая Чернышевского в первую очередь помнят, как революционера, философа, публициста и автора книги «Что делать?». Его же педагогическое амплуа известно в меньшей степени. С 1851 по 1853 он преподавал словесность в Первой Саратовской мужской классической гимназии, оставив, пожалуй, самую яркую страницу в её истории. К ученикам обращался исключительно на «вы». Учебники объявил устаревшими, и заменил их изучение собственными увлекательными рассказами.

«Особенно полное и глубокое впечатление он произвёл на нас чтением Жуковского. Мы, помню, плакали над сказкой «Рустем и Зораб», прочитанной, правда, с необыкновенным умением и чувством».

Дмитрий Аксёнчик, корреспондент:

После уроков Чернышевского нередко видели в окружении шумной ватаги школьников. Он охотно включался в их игры и прогулки. Ученики, разумеется, были в восторге от такого наставника.