В гостях у программы «Утро в Петербурге» Максим Пратусевич, заслуженный учитель России, директор Президентского физико-математического лицея № 239 и Олег Дроканов, ученик 10-го класса Президентского физико-математического лицея № 239, золотой медалист Олимпиады.

Тимофей Зудин, ведущий: В Китае прошла Международная олимпиада по искусственному интеллекту, и ученики из России завоевали шесть золотых, одну серебряную и одну бронзовую медаль. Нам сложно представить, как проходит соревнование по нейросетям. Расскажите в нескольких словах.

Олег Дроканов, ученик 10-го класса Президентского физико-математического лицея № 239, золотой медалист Олимпиады: У нас было три дня, два дня из них были индивидуальные задачи: по три задачи на 6 часов. Мы писали код, отправляли решение на платформу, получали баллы и старались получить максимальный результат. Также были домашние задания, выданные за месяц до Олимпиады, задания первого дня были продолжением месяца.

Тимофей Зудин, ведущий: Есть ли какой-то специальный курс, который связан с нейросетями, либо это результат общего высокого уровня подготовки школьников?

Максим Пратусевич, заслуженный учитель России, директор Президентского физико-математического лицея № 239: Факультатив есть, он привязан к занятиям робототехники, потому что без искусственного интеллекта сейчас никуда: видеозрение, обработка данных – это уже невозможно без ИИ. Олег – призер Российской олимпиады по технологиям в области робототехники. Он уже ведёт занятия, так что это естественное продолжение курса. При этом общая подготовка важна, потому что искусственный интеллект – это, в первую очередь, математика.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Как долго вы готовились?

Олег Дроканов, ученик 10-го класса Президентского физико-математического лицея № 239, золотой медалист Олимпиады: На самом деле я целый год повышал уровень, решал задачи каждый день. Потом 3 месяца была более интенсивная подготовка с преподавателями. Мы учились решать задачи, находить оптимальные решения на время, а затем разбирали наши решения с преподавателями и выявляли, что можно улучшить.

Тимофей Зудин, ведущий: Есть и командные дисциплины? Каким образом происходила подготовка команд?

Олег Дроканов, ученик 10-го класса Президентского физико-математического лицея № 239, золотой медалист Олимпиады: Командная подготовка у нас началась только после отбора. Нужно было решать командные задания по робототехнике, программировать робота. Организаторы предоставили несколько примеров, мы их разбирали, изучали код и пытались создавать собственные решения.

Тимофей Зудин, ведущий: Какое место искусственный интеллект может занять в будущем в системе образования?

Максим Пратусевич, заслуженный учитель России, директор Президентского физико-математического лицея № 239: Это сложный вопрос, потому что педагогическая наука отстала от практики. То, что сейчас внедряется с точки зрения мультимедиа, компьютерных технологий и искусственного интеллекта, пока не обосновано с точки зрения педагогики и психологии. Восторги по поводу появления компьютерных методов часто необоснованны: после 20-ти лет исследований выяснилось, что это почти не влияет на качество образования. Поэтому в школе мультимедийные средства используются умеренно – не из-за ограничений, а потому что это не всегда нужно. С искусственным интеллектом я сторонник подхода – учить для управления, а не быть рабом технологий. Важно понимать, как это устроено, чтобы потом можно было улучшать, анализировать, использовать. Применять технологии в обучении можно, но очень дозировано и ограниченно, чтобы не навредить.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Что для вас значит эта победа? Планируете ли вы связать свою дальнейшую профессиональную судьбу с искусственным интеллектом, нейросетями и техническим прогрессом?

Олег Дроканов, ученик 10-го класса Президентского физико-математического лицея № 239, золотой медалист Олимпиады: Да, определенно планирую. Эта победа доказала мой уровень в знании искусственного интеллекта и открыл огромное количество возможностей. Я очень хочу заниматься научными исследованиями, разрабатывать какие-то новые идеи, архитектуры, делать прорывы в области науки.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Какие бы вы дали советы, наставления для будущих программистов, математиков?

Максим Пратусевич, заслуженный учитель России, директор Президентского физико-математического лицея № 239: Самый главный совет – учите математику, потому что без неё никуда. Не просто школьную базовую, а достаточно серьёзную, чтобы понимать процессы и разрабатывать методы, в том числе для искусственного интеллекта. Человек, который знает математику, живёт лучше, чем тот, кто её не знает.

Тимофей Зудин, ведущий: Олег, куда ты хочешь поступать после школы?

Олег Дроканов, ученик 10-го класса Президентского физико-математического лицея № 239, золотой медалист Олимпиады: Я сейчас думаю про Высшую школу экономики в Москве, но у меня ещё целый одиннадцатый класс.

Тимофей Зудин, ведущий: Будешь ли готовиться к каким-то следующим соревнованиям? Есть ли следующие цели?

Олег Дроканов, ученик 10-го класса Президентского физико-математического лицея № 239, золотой медалист Олимпиады: Да, сейчас уже стартует много олимпиад, в которых я буду участвовать. У меня ещё целый год, много чего можно успеть.