«СОЮЗ СПАСЕНИЯ», 12+ РЕЖ. А. КРАВЧУК, РОССИЯ, 2019
«РУССКИЙ КОВЧЕГ», 0+ РЕЖ. А. СОКУРОВ, РОССИЯ, 2002

ЕКАТЕРИНА СЮЗЁВА, корреспондент:

Романтичный и мрачный, загадочный и вдохновляющий, монументальный и утонченный. Петербург – всегда разный. Ежегодно на родных нам улицах снимаются больше двухсот кинокартин. Посмотрим, какие роли в них исполнил сам город.

Историческое амплуа, пожалуй, главное для Петербурга. На одной Дворцовой площади сняты десятки картин. Эрмитаж в них предстает не только архитектурной доминантой, но и бессмертным образом великого города на Неве.

Пропитанный романтикой бунт декабристов в «Союзе спасения» или монументальность искусства в «Русском ковчеге». Исторический Петербург каждый раз предстает на экранах во всей красе. На фоне всем знакомых декораций разворачиваются исторические события, а зритель верит – город и его стены всему свидетели.

Имперское прошлое – сильная сторона Петербурга. Но ему подвластно и альтернативное будущее. Например, в сериале «Фандорин. Азазель» дворцы соседствуют с футуристическими роботами.

«ФАНДОРИН. АЗАЗЕЛЬ», 18+ РЕЖ. Н. ЭГЕН, РОССИЯ, 2022

По Летнему саду у Гербового фонтана привычно гуляют петербуржцы. А рядом с ними так же органично ездит робот-городовой. Петербург «Фандорина» – синтез великого наследия и технологичного будущего.

Криминальный Петербург хорошо знаком зрителям по множеству фильмов и сериалов. Но в мире «Майора Грома» борьба с преступниками обретает и фантазийные черты.
И вот Петербург вновь перевоплощается. Мраморный дворец становится отделом полиции.

«МАЙОР ГРОМ: ЧУМНОЙ ДОКТОР», 12+ РЕЖ. О. ТРОФИМ, РОССИЯ, 2021
«МАЙОР ГРОМ: ИГРА», 16+ РЕЖ. О. ТРОФИМ, РОССИЯ, 2024

Загадочные злодеи вместо бандитов, захватывающие погони на Большой Морской, бунт заключенных в Михайловском замке. В городе, где живёт и работает бесстрашный Игорь Гром, возможно всё, даже подрыв Александровской колонны. Немного спецэффектов и Петербург сходит со страниц супергеройского комикса, словно там и был придуман.

Петербург не только мастерски меняет образы, но и с легкостью превращается в, кажется, любой город мира. Советская Москва, маскарадный Рим или даже викторианский Лондон.

«ШЕРЛОК ХОЛМС И ДОКТОР ВАТСОН: КРОВАВАЯ НАДПИСЬ», 0+ РЕЖ. И. МАСЛЕННИКОВ, СССР, 1979
«СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ», 12+ РЕЖ. В. БОРТКО, СССР, 1988

Для роли столицы Туманного Альбиона в «Шерлоке Холмсе» Петербургу, кажется, не нужно было делать почти ничего. Дача княгини Салтыковой идеально перевоплотилась в викторианский особняк, где произошло загадочное убийство.
Также легко советский Ленинград превратился в Москву в экранизации «Собачьего сердца» Владимира Бортко. Апраксин двор, Боровая и дом на Моховой виртуозно исполняют роли улиц булгаковской Москвы 20-х годов ХХ века.

Но, конечно больше всего Петербургу идет играть роль самого себя – поэтичного наблюдателя романтичных историй, как в уже культовом «Питер FM».

«ПИТЕР FM», 12+ РЕЖ. О. БЫЧКОВА, РОССИЯ, 2006

Максим, Маша и, конечно, флёр петербургских улиц. Случайные встречи и неслучайные локации. В сентиментальном кино-эссе Оксаны Бычковой главная роль отдана именно городу на Неве.

Такой разный: на страницах литературы, на экранах кино и, конечно, в жизни. Даже при длительном знакомстве Петербург не перестаёт удивлять