ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«Но начинаем мы с одной примечательной новости, о которой мы узнали, когда в очередной раз посмотрели на этой неделе на календарь и увидели, что уже 1 июля. Июль наступил. Макушка лета. Вот так стремительно, почти мгновенно. Ещё недавно была весна, а уже середина лета. Незаметно пролетело время. Незаметно, потому что особой разницы между поздней весной и наступлением лета мы так и не почувствовали. Что тогда были дожди и облака, что сейчас. Наступило лето, и мы стали ходить в летнем шарфике, летнем пальто и летней шапке. А на Мефодия – это 3-е июля – ещё и дождь пошёл. А по приметам, если на Мефодия дождь, так он ещё 40 дней лить будет. «Как на Мефодия наладится дождь, то мать-рожь повалит и горох отяжелит. Вечерами станет мглисто, зябко, да комаристо». Так гласит народная примета.
И поэтому не нужно нам никакого Александра Колесова, чтобы понять: дождь – главный модный тренд этого летнего сезона. И это самое время подумать, а какое это лето? Обмануло ли оно нас в наших ожиданиях? Ведь мы же хотели солнца! Или, наоборот, убедило в истинности стереотипов относительно нашего дождливого лета? Это также хороший повод задуматься: а Петербург – это город солнца или город дождя? Какая стихия нам ближе, какая стихия есть часть самих нас? Давайте попробуем разобраться. Наталья Медведева поможет нам в этом».
НАТАЛЬЯ МЕДВЕДЕВА, корреспондент:
«Кажется, нас лето обмануло. Пытаюсь хоть как-то оправдать покупку шезлонга. И понимаю, в этом городе зонт – лучшая инвестиция.
И все-таки, какое оно – петербургское лето? В этом репортаже мы не просто расскажем об особенностях погоды. Мы попробуем разобраться: Петербург – город солнца или дождя?»
Сегодня Петербург – однозначно город ветра. Порывы до 20 метров в секунду. Ветер сносит дорожные знаки, валит деревья. Чтобы не допустить угрозы наводнения, накануне закрыли дамбу.
Погода этим летом как будто спорит сама с собой. Ещё вчера на пляже в Парке 300-летия яблоку негде было упасть. А ночью – гроза. Ливень стеной. Сегодня на пляже ни души.
Погода в Петербурге капризная и противоречивая. За полгода можно нарисовать её портрет. Анна – фотохудожник. На территории Николо-Богоявленского собора установила десятки алюминиевых банок с фотобумагой внутри. По сути, это камера-обскура. Солнечные лучи проходят через крошечное отверстие в банке. И создают шедевр – перевёрнутое изображение на противоположной стенке. Камеры маскируются от любопытных прохожих. Сразу и не поймешь, что здесь сразу две смотрят с балкона собора на колокольню.
В компьютерной программе Анна превращает негативы в цветные изображения. Самое интересное – желтые линии на бумаге. Это следы петербургского солнца. Так, значит, оно у нас есть?
Каждый кадр уникален. Фиксирует то, что скрыто от глаз: движение солнца сквозь время. Иногда это ровные линии ясных дней. А иногда – пунктир пасмурных. В этом непостоянстве вся суть погоды Петербурга – города солнца и дождей.
В начале лета нам с погодой не повезло. В июне дождь шел 20 дней, говорит главный синоптик Петербурга Александр Колесов. Выпало 100 миллиметров осадков. Такие показатели последний раз были в июне 2016-го. То лето назвали самым дождливым в истории Петербурга.
Дождей у нас действительно много. И вот причина. Над Атлантикой формируются циклоны. Эти атмосферные вихри двигаются на восток. Для них открывается коридор, который проходит над Петербургом. Циклоны транзитом проплывают над нами. И приносят с собой затяжные дожди. Все показатели – количество осадков, влажность, давление, ветер – фиксируют на метеостанции.
Это гелиограф. С его помощью измеряют продолжительность солнечного сияния. Одно деление – это час. В конце суток специалисты подсчитывают, сколько солнечных часов было за весь день. Данные отправляют синоптикам. На метеостанции это не просто цифры. Здесь ведут дневник погоды Петербурга. День за днём. Год за годом.
Иногда кажется, что дожди идут бесконечно. И солнца вообще не существует. Вот оно – в объективе телескопа. Увеличение 65 крат. Видно даже солнечные пятна. Солнце всегда на месте. Просто иногда уходит за кулисы.
И вот парадокс. В городе, где солнце светит в среднем 75 дней в году, приходится в прямом смысле защищаться от его света. Почти постоянно.
В Эрмитаже больше 4 тысяч окон. На каждом такая пленка, она помогает защитить экспонаты не от прямого солнечного света, а именно от рассеянного. Есть показатель – коэффициент относительной вредности. У чистого неба в зените коэффициент вредности 11 единиц. Пасмурного неба – 5. А у прямых солнечных лучшей всего 3. В них содержится меньше ультрафиолета. И они появляются на ограниченное время.
Излучение чистого неба – главный враг искусства. Ультрафиолет, инфракрасное излучение, синий свет – всё это разрушает краски, дерево, бумагу. И даже когда солнце прячется за облаками, свет все равно наносит урон экспонатам.
Правильно в песне поется – у природы нет плохой погоды. Есть разные настроения. И каждое рисует совершенно уникальные картины. Эти кадры снял Рашид, оператор телеканала Санкт-Петербург. Раскачивается флагшток или стоит неподвижно – каждый увидит по-своему. Погода – лучший художник. Мы только подстраиваемся под неё. Выставляем технику и ищем ракурсы. Сразу два Петербург в одном кадре. Один перед глазами, другой под ногами.
Петербург – город солнца и дождя. А еще ветра, переменной облачности, грозы. Пушкин был прав: наше северное лето – карикатура южных зим. Но именно такое лето самое правдивое и настоящее. Самое петербургское. Когда прогноз обещает солнце, но на всякий случай мы берем с собой зонт.