ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«Полетели дальше. Очень важная новость из Смольного. Она касается такой обсуждаемой и резонансной сферы услуг, как доставка. Теперь в этой сфере многое должно поменяться.

Итак. 25 июня губернатор Петербурга Александр Беглов подписал постановление, в котором прописаны чёткие правила как для самих курьеров, так и для компаний доставки. С 1-го июля в 4-х районах города вводится запрет на передвижение курьеров по тротуарам на электросамокатах и электровелосипедах. В основном это исторический центр. Весь список улиц, где введут запрет, можно изучить на сайте Комитета по транспорту. В этих местах передвижение по тротуарам запрещено! Можете смело фотографировать нарушителя и сообщать о нарушении в ГИБДД. Также с 1-го июля в 11-ти районах Петербурга передвигаться по тротуарам на электросамокатах и электровелосипедах разрешено со скоростью не более 10 км в час. Ограничения не коснутся Выборгского, Калининского, Красногвардейского, Невского, Красносельского, Пушкинского и Фрунзенского районов. Также в Смольном подписали постановление о внешнем виде курьеров. У них должны быть светоотражающие элементы, опрятная одежда, номер на рюкзаке и на одежде. С 15-го июля каждый курьер должен будет иметь при себе устройство слежения. Информация о географии поездки будет храниться полгода. До 15 июля агрегаторы обязаны сформировать Реестры, в которых будут содержаться данные паспорта, патента и водительских прав, а также медицинские документы курьеров. Если в Реестре не будет сведений о курьере, ему категорически запрещается работать.

Вот такие очень жёсткие меры. Но с учётом общей статистики несчастных случаев и ДТП с участием курьеров они напрашивались давно. Всё! Настало время наводить там порядок! Антон Цуман расскажет подробнее».


1 июля в Петербурге началась не только вторая треть лета. Но и новая эпоха в сфере регулирования обстановки на дорогах и тротуарах. Вступает в силу постановление губернатора Санкт-Петербурга, которое чётко утверждает новые правила работы курьеров и служб доставки на городских улицах.

И уже в первый день действия постановления в Комитете по транспорту прозвучали официальные комментарии. Главная цель – усиление охраны общественного порядка и обеспечение безопасности в рамках Указа Президента Российской федерации. И в то же время в администрации Санкт-Петербурга хорошо понимают, что курьерская доставка это многомиллиардная индустрия, требующая особого контроля.

Одно из главных изменений. В центральных районах города утверждаются зоны, свободные от курьерского двухколёсного транспорта. В Василеостровском районе под запретом Средний проспект, Наличная и Уральская улицы, а так же несколько основных линий. В Петроградском – центральные проспекты и улицы с узкими тротуарами, а так же территория объекта культурного Петропавловской крепости.

Под запрет попали также все зоны зелёных насаждений. Но, как видно, весь исторический центр закрывать для курьерского транспорта не стали, а выбор запретных зон обусловлен простой и чёткой логикой – транспортная и пешеходная нагрузка.

Именно с тротуарами связано ещё одно важнейшее решение. Ездить по ним там, где это разрешено, можно будет со скоростью, не превышающей  10 километров в час. Причём это касается не только курьеров, но и всех пользователей средств индивидуальной мобильности. Нарушителей будут выявлять и уже выявляют при помощи городских комплексов видеофиксации.

Одно из самых резонансных ДТП прошлого года. На улице Подвойского в Невском районе курьер на электросамокате на полном ходу сбил женщину. Пытался скрыться – был задержан. Женщина с тяжёлыми травмами госпитализирована. Автоэксперты в один голос уверяют: к такой ситуации привело то, что федеральное законодательство не успело за массовым появлением на дорогах СИМов, пользователи которых часто трактуют ПДД так, как им удобно.

Теперь этот хаос решено упорядочить. У курьера должна быть фирменная одежда и сумка от работодателя с согласованным дизайном. Чистая, без загрязнений и со светоотражающими элементами. На сумке и куртке, на видных местах – уникальный идентификационный номер. Транспортное средство обязательно с исправными тормозами, сигналом и фарами. А так же специальным номерным знаком, почти как у автомобилей. И самое главное – каждый курьер будет обязан иметь трекер, по которому можно отслеживать его местоположение в реальном времени.

Такие меры назрели уже давно, рассказывает  председатель комиссии по транспорту Законодательного собрания Алексей Цивилёв. До введения ограничений компании-агрегаторы курьерских услуг даже и не думали контролировать тех, кто у них работает.

И чтобы это исключить, теперь каждый агрегатор должен будет завести особый реестр, куда заносится информация о курьерах: имя, фамилия, данные документов и сим-карт, а также маршруты передвижения – всё будет храниться минимум год и выдаваться по запросу Комитета по транспорту или правоохранительных органов. Иначе говоря, каждый курьер встанет на учёт. Фундаментальные изменения правил ведения бизнеса в Петербурге, к которым агрегаторам придётся привыкнуть.

Представители отрасли же делятся статистикой – в Петербурге порядка 26 тысяч курьеров. Из них больше половины передвигаются на электросамокатах и велосипедах. И несмотря на трудоёмкость задачи, многие компании начали выполнять некоторые из условий уже заблаговременно.

Президент ассоциации транспортно-логистический компаний России Александр Митюков поясняет. Две недели, которые отведены постановлением для адаптации бизнеса к новым реалиям, может хватить на то, чтобы «переодеть» и проинструктировать уже работающих курьеров. Но формирование реестров и утверждение стандартов займёт гораздо большее время. И хотя компании надеются на небольшую отсрочку, все условия готовы выполнить.

Но пока на деле в рядовом составе курьерских компаний об ограничениях знают не все. Под видом рекрута мы отправились к представителям одного из агрегаторов, где на вопрос об ограничениях нам чётко сказали: ездите где хотите, ничего сверх не требуется.

А вот и наглядная иллюстрация. Кадры, которые мы снимали уже в период действия ограничений.  Да, у многих курьеров появились и личные, и транспортные номера. Но ездить в запретных зонах они продолжают. По Среднему проспекту, по Большой Морской и Гороховой, по выделенным полосам общественного транспорта, тротуарам, даже встречке. Вот Большая Пушкарская, 14 – так называемый даркстор, место, где курьеры получают заказы. Как ни в чём не бывало едут «верхом» в запретной зоне.

Да, можно сказать, что не все агрегаторы предупреждают своих курьеров. Да, можно сослаться на то, что на улицах, где действует запрет, нет никаких предупреждающих знаков. Но закон есть закон. И представители Комитета по законности предупреждают – это обязанность агрегатора обеспечивать его соблюдение.

Да, новые правила для курьеров – это необходимость. Но, по мнению экспертов транспортной отрасли, необходимо упорядочивать передвижение на средствах индивидуальной мобильности и дальше. В этом может помочь опыт эпохи Ленинграда, когда велосипедистам выдавались удостоверения по типу автомобильных прав. Что вполне можно реализовать и сегодня. Для двухколёсного транспорта как на мускульной, так и на электрической тяге.

А пока июль 2025 года в Петербурге стал ещё и олицетворением того, что теперь передвижение курьеров по его улицам определяется правилами. Едиными и непререкаемыми. Ещё один шаг к тому, чтобы сделать наш город максимально удобным, комфортным и, самое главное, безопасным для всех. Для каждого петербуржца.