ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«Ну, и коль мы заговорили про грибы, то напрашивается продолжение: где грибы – там и походы. Время отпусков. Кто-то банально едет к морю, а кто-то выбирает более изысканные формы отдыха, например, походы. Сейчас в стране настоящий бум вокруг этого вида туризма. Как подчеркивают специалисты, рост числа турпоходов связан с закрытием границ и ростом цен на зарубежные поездки. Люди пошли в походы, которые долго откладывали. Тем более современные технологии позволяют забыть уже про старые формы походов советской эпохи, когда не было таких средств от комаров, таких комфортных и тёплых палаток, уютных шезлонгов. Когда одно из главных удовольствий в походе – это разогретая на костре консервная банка, завтрак туриста. Кто не знает, напомню, это плохо усваиваемая смесь перловки с тушёнкой.
Сейчас 21-й век. Да, форма и бытовая сторона походов изменились значительно, но суть осталась та же: мы идём в походы за счастьем, тишиной и гармонией. Помните, как в песне: «а я еду, а я еду за мечтами, за туманом и за запахом тайги». Полина Ганичева только что вернулась из такого похода».
ПОЛИНА ГАНИЧЕВА, корреспондент:
«Этот сюжет должен был начинаться не так… Давайте представим, что светит солнце, а мы счастливые едем в свой первый летний поход. Но мы забыли о том, что погода – особенно в Ленобласти и Карелии – никому ничего не должна, и спродюсировать её не получится. В общем, мы в районе платформы и станции Капеасалми, дорога закончилась ещё километр назад. Ну, а дальше пешком… Ура! Природа! Пойдём…»
Место, до которого мы всеми силами пытаемся добраться, в 50-е годы прошлого века нашли и полюбили ленинградские альпинисты. Попасть туда и правда непросто. Сначала на электричке от Финляндского вокзала до пустынной станции. Подъехать к ней на машине даже не пытайтесь — дороги нет. Ну, а потом 2,5 километра под рюкзаками… До Малых скал.
В свой поход нас взяла команда турклуба из Царскосельского Дома молодёжи. В лагере дети, взрослые и даже целые семьи. Но о них позже. Дождь не заканчивается. Так что задание первое: быстро собрать палатку, окопаться, натянуть тент – всё как по учебнику. Жалко, что видео не передаёт температуру и влажность….
Первый выход из лагеря на сапбордах. Сплавляемся по Вуоксе. Со мной инструктор Ирина.
ИРИНА ЗУБЕЦ, инструктор по сапборду:
«В Карелии насчитывается несколько десятков тысяч озёр: даже если мы купим сап, нам не хватит всей жизни объездить все озёра Ленинградской области и Карелии. На Вуоксе мы исследуем новые места. Здесь очень много островов, и нам нужно понять, какой маршрут нам проложить, чтобы зацепить как можно больше водных достопримечательностей. Может быть, найдем новые локации для остановки с палатками».
На сапборде ловят рыбу, занимаются йогой, в Петербурге, на Карповке, научились даже делать шашлыки…
Вот кубышка жёлтая. Если увидели её, значит, вода в этом месте чистая. Её листья уважают лоси, бобры, медведи. А вот более редкая – белая кувшинка или нимфея. Но её уже не рассмотрим. Течение на Вуоксе серьёзное!
Если хотите проверить своего гида в походе, просто загляните к нему в рюкзак. У хорошего будет с собой всё для любых непредвиденных обстоятельств. Но места займёт минимум и по весу – всего ничего. Наш гид и руководитель турклуба – Дмитрий Бобырь, «в миру» реставратор, мастер по дереву:
– Я стал приобщать свою работу первую, которая связана с реставрацией к походам… Каким образом? Я стал опилки и всякие маленькие обрезки брать с собой для растопки. Абсолютно сухое, выдержанное. Герметично в пакетик. Даже если дождь, я знаю, что у меня всегда есть растопка…
С ребятами из клуба он занимается круглый год. Зимой вяжут узлы и учатся оказывать первую помощь, планируют летние походы. Перед поездкой он предупредил: дети и взрослые в лагере на равных. Потому что и те, и другие работают. Одни дежурят на кухне, другие отвечают за палатки, костёр, сапы. Кстати, телефонов в руках у ребят мы не увидели ни разу.
Самое важное в каждом походе – меню. Еда заранее рассчитана на каждого туриста до грамма, взвешена и герметично упакована. Овощи и фрукты только сушеные. Крупы, консервы. Всё с максимальной калорийностью и минимальным весом. На ужин варим чечевичный суп.
ЮЛИЯ, турист:
«Мы завтраки, обеды и ужины местами меняем. Это специально сделано. То есть суп мы едим вечером. Одни продукты усваиваются быстрее, другие дольше. Соответственно, когда мы идём, нам требуется гораздо больше энергии. А вечером мы, наоборот, едим супчик, чтобы быстрее усваивалось, мы быстрее засыпали. Конфеточки, ирисочки – это такая маленькая походная радость. Потому что всё-таки поход –это некое лишение, но и самоконтроль. Когда ты приходишь из похода – вот тут и понимаешь удовольствие еды».
Юлия – без пафоса – суперженщина. В походы она ходит всю жизнь. И с собой берёт своих шестерых детей! И – помним главное правило похода – все на равных. То есть все работают. Младшую дочь в палатку привезли всего в 2 месяца.
Вот и всё. Последняя ночь в лагере. А после никто не вспомнит про ливень, тяжелые рюкзаки, неудобный спальник… На память останется только запах костра и виды, которые не передаст ни одна камера. Да, это отдых не для всех. Да, здесь придётся непросто. Но хотя бы раз в жизни, хотя бы этим летом нужно попробовать отправиться, как в песне, «за туманом и за запахом тайги».