ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«И продолжим тему исторических открытий. В Эрмитаже открылась главная выставка сезона «К барьеру! Поединки и дуэли от Ахилла до Лифаря». Дуэли – это уникальный исторический феномен в России, который даже менял саму историю нашей страны. Например, кто знает, в какой России мы бы сейчас жили, если бы Пушкин в свои 37 не шагнул бы под дуло пистолета, а прожил ещё несколько десятков лет? Может быть, он бы тогда смог более чётко сформулировать нашу национальную идею – кто мы? И куда идём? И мы были бы другими.

Дуэль – это беспощадный и кровавый способ устранить противоречия. И в то же время, какие невероятные образы, сюжеты, трагедии и драмы рождались вокруг дуэлей. Вся русская литература 19-го века пронизана этими мотивами. И это были шекспировские драмы, а не тот бред и чушь, которую мы наблюдаем сейчас в социальных сетях, что-нибудь в стиле – прими челлендж от противника и просиди 24 часа в бассейне. Дуэли в России – это отдельная страница именно в истории Петербурга, ведь это была столица империи.

Здесь кипели все страсти, и причинами могли стать любовь, деньги, власть, личная вражда, оскорбления. И всё разрешалось в контексте пушкинских строк: «Вот пистолеты уж блеснули, гремит о шомпол молоток. В гранёный ствол уходят пули, и щёлкнул в первый раз курок».

Итак. История дуэлей в России. Как сейчас можно разрешать споры между непримиримыми врагами? И почему любой метод разрешения конфликтов всё-таки лучше этого беспощадного и кровавого способа? Как говорил Сунь-Цзы: «Самая красивая и лучшая победа – это победа в той войне, которая не началась». Наталья Бандурина подтвердит это правило искусства войны, а в данном случае – дуэли».


Парадный зал Зимнего дворца – Николаевский. Шпаги, пистолеты, сверкающие шлемы и доспехи – всего 400 экспонатов на главной выставке сезона. Смертельно красиво – это как раз про эти эфесы, украшенные слоновой костью, и пистолеты, которые решали жить или умереть. Впервые в одном зале столько свидетелей последних минут жизни тех, кто выходил к барьеру.

Небрежно брошенное слово, неуместное замечание, действие: не поделили дорогу, один другого толкнул – всё могло стать поводом для поединка, в котором дворяне отстаивали честь. Помните, как в любимом многими фильме «Гардемарины вперед» нам объясняют это понятие?

Они настолько стали частью истории, что кажется, что появились именно в России. На самом деле, родина дуэлей даже не Франция, а, как ни странно, Италия.

В России сначала не существовало какого- то либо свода правил, дуэльный кодекс появился только в конце 19-го века.

3 вида оскорблений, которые могли стать причиной дуэли:

Первая степень – высказывания против самолюбия, но не посягавшие на честь человека, а также нарушение правил приличия.

Вторая степень – оскорбления против чести лица.

Третья степень – оскорбительные, агрессивные действия одной стороны по отношению к другой, а также словесная угроза совершить такое действие.

При этом никто никогда обычно не соблюдал правил ни «до» этого кодекса ни «после» него. Обстоятельства, степень оскорбления и еще масса нюансов влияли на то, как будет устроен поединок. Европейцы называли наши дуэли варварскими.

Парк Лесотехнической академии, в 19-м веке глухая окраина города. Стреляются двое: поручик Семеновского полка Константин Чернов и флигель-адъютант Владимир Новосильцев, который из-за матери расстроил свою помолвку с Марией Черновой, мать считала девушку неровней своему сыну. Это оскорбило ее брата, который и вызвал Новосильцева на дуэль. Казалось бы, очередной поединок. Если бы не одно но. Дуэлянты приняли смертельные друг для друга правила: дистанция 8 шагов, с правом раненому совершать выстрел.

Погибли оба. Мать Новосильцева корила себя всю оставшуюся жизнь за свою гордыню, тогда как другие увидели в этой трагедии давно назревшую проблему о классовом неравенстве.

Последствия дуэлей подчас были самыми непредсказуемыми. Так гибель Константина Чернова, который был членом Северного тайного общества, стала поводом для выхода на демонстрацию его товарищей на Сенатской площади.

Нам, из 21-го века все-таки сложно оценивать поступки людей, живших 200 лет назад. Как, например, можно из-за одной женщины рисковать жизнями сразу четырех мужчин?

Она была балерина, и не просто балерина – прима императорского театра. Авдотья Истомина. Да, та самая, за которой, по его личным заверениям, «волочился», а потом увековечил в своей поэме «Евгений Онегин» Пушкин.

Истомина была неофициальной возлюбленной графа Шереметева, они как-то поссорились, и Грибоедов – также хорошо знавший Истомину – увез ее в гости своему другу Александру Завадовскому, с которым она провела два дня. Это стало известно Шереметеву. Одним словом, дуэль. Шереметев погиб, секунданты стреляются спустя два года на Тифлисе, никто не погиб, а Якубович отстреливает Грибоедову мизинец. Именно по этой примете его и опознают потом после печально известных событий в Тегеране, где литератор был убит. Могло бы этого всего не быть? Нет. Иначе ты не дворянин.

Дуэль, она существует и сегодня, только на этих поединках главный противник – ты сам. Стрелок должен справиться со своими рефлексами, внутренними страхами и четко попасть в цель.

Современное оружие, конечно, не идет ни в какое сравнение с теми пистолетами, которые были у дуэлянтов 19-го века. В чем- то оно обладало даже более разрушительной силой, если так можно выразиться, и среди стрелков-профессионалов бытует мнение, что на последней в жизни Пушкина дуэли, секунданты использовали ослабленный заряд пороха, чтобы уменьшить пробивную силу пули и спасти жизнь поэта. А в итоге это была роковая ошибка.

В любом случае, это только версия, главная загадка в другом. А где те самые пистолеты?

Как известно, капсульных пистолетов было две пары, и Пушкин стрелял из обоих. Спустя 5 лет после поединка оружие покупает коллекционер Охотников, трижды в дальнейшем пистолеты будут менять владельцев, пока не попадут вместе с сопутствующими документами в Пушкинский дом.

Самое интересное, что в Артиллерийском музее хранится пара пистолетов той же марки и того же года, их, к слову, и показывают сегодня в Эрмитаже. И не исключено, что это вторая пара с поединка на Черной речке. Вот такой исторический детектив.

Рэп-баттлы, кто круче станцует, споет – кто-то называет это современными дуэлями. Возможно. Во все времена людям свойственно соперничать. Дуэль в классическом ее понимании не зря названа поединком чести. И хорошо, что сегодня это интереснейший объект для изучения. Перефразируя одну восточную мудрость, лучший поединок тот, который не случился.