В гостях у программы «Утро в Петербурге» Анна Линник, начальник учебного отдела Института последипломного образования Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и неврологии им. В. М. Бехтерева и Анастасия Савченко, руководитель детских программ при Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица, арт-терапевт, художник, искусствовед.

Василий Киров, ведущий: Расскажем об одном удивительном проекте, который объединил медицину и искусство, открыв новые возможности для реабилитации пациентов и обучения специалистов.

Ксения Бобрикова, ведущая: В Академии Штиглица прошёл завершающий мастер-класс для сотрудников Национального медицинского центра имени Бехтерева. Во время занятий участники создавали коллажи из цветной бумаги и журнальных вырезок, выражая эмоции через визуальные образы. К чему привело сотрудничество врачей и художников? Как такая коллаборация поможет в лечении ментальных болезней?

Василий Киров, ведущий: Анри Матис сказал как-то, что «создание коллажа – это рисование с помощью ножниц». Почему именно этой технике было уделено внимание во время проекта?

Анастасия Савченко, руководитель детских программ при Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица, арт-терапевт, художник, искусствовед: Это удивительная техника для тех, кто не умеет рисовать. Когда берут ножницы, мышление меняется: используют журналы, вырезают яркие образы из красивой бумаги. Причём мы иногда делаем свою авторскую бумагу. Можно двигать вырезки по листу и приклеивать их, при этом ошибки не страшны. Если не понравилось, можно наклеить сверху новую бумагу. Это снижает страх ошибки, человек расслабляется, раскрывается, из него выходит то, что волнует, часто даже незаметно. Контроль уходит, и коллажи обычно нравятся всем. Редко кто остаётся недоволен. У человека появляется состояние, что он творец, повышается самооценка.

Василий Киров, ведущий: Кто делал эти работы? О чём может говорить коллаж со своим именем?

Анастасия Савченко, руководитель детских программ при Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица, арт-терапевт, художник, искусствовед: Здесь коллажи информативные, их нужно просто научиться читать. В каждой работе можно выявить всё, что человека волнует, и начать с этим работать.

Ксения Бобрикова, ведущая: Владимир Михайлович Бехтерев открыл в институте кафедру искусства, где изучал как раз-таки воздействие творчества на душевное состояние человека. Скажите, к какому выводу вообще пришел ученый?

Анна Линник, начальник учебного отдела Института последипломного образования Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и неврологии им. В. М. Бехтерева: Владимир Михайлович считал, что развитие врача, как специалиста и как личности, невозможно без творчества. Поэтому с момента основания нашего института и по сей день арт-терапия – это мощный вспомогательный инструмент как в клинике, так и после выписки, это ресоциализация наших пациентов. А для специалистов помогающих профессий – это профилактика эмоционального выгорания.

Василий Киров, ведущий: Как может помочь такой вид искусства, с точки зрения терапии пациентов?

Анна Линник, начальник учебного отдела Института последипломного образования Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и неврологии им. В. М. Бехтерева: Она помогает установить контакт с пациентом, стабилизировать их психоэмоциональное состояние. Например, с нашими детками психиатрического отделения проводился мастер-класс в технике аппликация. Они очень хорошо реагируют на спонтанное творчество, потому что, когда, как не в детстве, мы творим без рамок, без ограничений, не имея представления о сочетании цветов и о том, что такое композиция. Поэтому влияние очень широкое для проработки травм, страхов.

Ксения Бобрикова, ведущая: Мы знаем, что сотрудничество между вузами не ограничилось мастер-классами. Художники Академии имени Штиглица расписали стены в отделении детской психиатрии. Как эта роспись повлияла на пациентов?

Анна Линник, начальник учебного отдела Института последипломного образования Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и неврологии им. В. М. Бехтерева: В современном мире детский досуг настолько разнообразен, с учетом огромного количества развлекательных центров. Мы решили, что такое погружение в сказку в условиях нашего стационара облегчит их адаптацию.

Василий Киров, ведущий: Какие мотивы были выбраны художниками и почему?

Анастасия Савченко, руководитель детских программ при Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица, арт-терапевт, художник, искусствовед: В первую очередь мы взяли русские сказки, потому что это узнаваемые образы. Это «Конёк-горбунок», «Серебряное копытце», «Принцесса-лягушка». Это волшебные сказки, там очень много чуда. Когда человек, ребёнок в первую очередь, ощущает чудо, то есть возможность, что всё может в его жизни измениться.

Василий Киров, ведущий: А если дети дома с семьей будут заниматься подобной техникой, поможет ли это решить какие-то вопросы?

Анастасия Савченко, руководитель детских программ при Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица, арт-терапевт, художник, искусствовед: Любое творчество помогает что-то изменить. Если есть проблема, и вы начинаете чиркать ручкой, то обязательно появится новая мысль. Коллаж отлично работает даже в одиночестве, запуская внутренние процессы. Но в группе работать лучше, ведь людям часто не хватает поддержки. Группа и терапевт, задающий важные вопросы, ускоряют изменения в психике человека.

Ксения Бобрикова, ведущая: Сотрудничество с медицинским центром продолжится. Что ещё вы планируете сделать вместе?

Анастасия Савченко, руководитель детских программ при Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица, арт-терапевт, художник, искусствовед: У нас планируются круглые столы на тему искусства и науки, разные мастер-классы, не только в технике коллажа, интерактивные лекции. Мы видим нашу миссию для гармонизации психического здоровья через творчество.