Начнем с премьеры: на Новой сцене Мариинского театра — «Норма» Винченцо Беллини. Фундаментальная оперой открывается XXXIII музыкальный фестиваль «Звезды белых ночей». Но главное — счастливо разрешилось недоумение: почему этот шедевр бельканто отсутствовал в репертуаре . Ни много ни мало — полтора века! Сейчас мы подробно обсудим творческие особенности новой, очень весомой, как вы убедитесь, постановки.
Я же по своему обыкновению — околокультурных замечаний, на которые меня провоцирует имя заглавной героини. Норма на самом итальянском — «эталон». Но и «норма» — ключевое фундаментальное понятие всей культуры, она — система разрешений и запретов. Это — можно, это — нельзя, правильно — ложно ну и так далее. Конечно, самое интересное, что все не так просто. Искусство виртуозно лавирует между нормами и с особым интересом исследует серые зоны. Когда вроде и нельзя, но можно, и наоборот. Мало того, что-то может быть обязательным и недопустимым.
Один пример — ветхозаветная история Иеффая, военачальник поклялся Богу, что, победив, принесет в жертву первое, что увидит дома. Увидел дочку и попал в шахматную вилку — с одной стороны нельзя — бог запретил детоубийства, с другой, должен — он Богу поклялся. История Нормы — на том же сколе. Жрица — женщина, посвятившая себя богу — во власти земной любви — как Тангейзер. И дальше — суди люди, суди Бог. Тангейзера судил Бог, а Норма — сама себя. Интереснейшие дилеммы — в постановке Сергея Новикова изучала Дарья Патрина.