ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«Начинаем мы с громкого скандала, который может стать очередным витком в масштабной гибридной войне, объявленной России со стороны так называемого коллективного Запада. Сейчас речь идёт именно о представителях европейского политического сообщества. Подчеркну – европейского, не американского. Вектор политического конфликта с приходом Трампа, как известно, несколько изменился. Так вот, эпицентр этого противостояния на днях вплотную переместился к нашим берегам. Причём в буквальном смысле – к нашим берегам, к берегам Финского залива.
Дело в том, что только ночью 15 мая танкер «Ягуар», перевозивший тысячи тонн российской нефти, смог причалить к берегам нашего порта в Приморске Ленинградской области. И судно прорывалось к родным берегам с боем. И это не метафора. Это суровая реальность, с которой столкнулись наши моряки. Инцидент произошёл в нейтральных водах Балтийского моря. Точнее, в международных водах Финского залива. ВМС Эстонии решили остановить и досмотреть судно, вероятно, посчитав его частью так называемого теневого российского флота. В соцсетях появилось видео, на котором члены команды танкера снимают из рубки, как вокруг них двигается эстонский патрульный катер, а в воздухе маячит какой-то вертолет. Был замечен даже истребитель МиГ-29 ВВС Польши. Эстонцы требовали от членов экипажа танкера изменить курс. Очевидно, пытались сопроводить его в воды своей юрисдикции. Однако экипаж приказам не следовал и никого на борт не пустил. Вскоре в воздухе появился многоцелевой российский истребитель Су-35С. Эстонцы быстро свернули операцию, а танкер под прикрытием истребителя продолжил движение до прибытия в порт Приморска.
Что это было? И неужели мы скоро будем наблюдать подобные инциденты, стоя на берегу Финского залива, допустим, где-нибудь в районе Солнечного? За комментариями мы обратились к экспертам. Вот мнение известного политолога Георгия Бовта. Что это означает на языке большой геополитики? Кто они, эти пираты Балтийского моря? И чем для них могут закончиться подобного рода провокации? Давайте послушаем компетентную оценку произошедшего».
ГЕОРГИЙ БОВТ, политолог:
«Усиливается противостояние в Балтике, поскольку страны Евросоюза ввели санкции против флота, который перевозит российскую нефть. Они называют его «теневым флотом», это суда, которые входят под флагом третьих стран, они не под российским флагом. Ищут возможности, как их останавливать, досматривать и вообще, желательно, запретить им ходить в Балтийском море. Есть конвенция ООН по морскому праву, она была подписана в 1982 году, и она, в принципе, гарантирует свободное судоходство через нейтральные воды.
Суда, торговые и коммерческие суда, которые проходят под любым флагом, они, в принципе, могут досматриваться только в самом крайнем каком-то случае, а так они гарантированы от досмотра, ареста и всего подобного. Только эстонская пограничная служба, начиная с середины примерно 2023 года, совершила 450 досмотров судов. Они не решились пойти дальше, то есть арестовать судно или конфисковать его. Но, в принципе, по логике развития событий уже нельзя ничего исключать.
Это будут совершенно неправовые меры с точки зрения международного права. В международном праве вообще никакие санкции не прописаны в качестве основания для того, чтобы задерживать суда третьих стран, даже не воюющих стран, а третьих стран. Но, тем не менее, мы видим, что это происходит. Идёт санкционная торговая война, которая, в принципе, грозит перерасти уже в открытый военный конфликт».
ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«А помните, был такой фильм «Пираты 20-го века»? Мы ни коим образом не проводим никаких параллелей, но после инцидента с танкером «Ягуар» очень напрашивается цитата из этого фильма. Пираты Балтийского моря. Надеемся, что до такого не дойдёт. Кстати, если помните, в этом фильме наши всё равно победили, хотя сначала им было очень не просто».