ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«Ещё одна примета Петербурга в эти дни – вовсю уже идёт навигация на Неве. Караваны судов по графику проходят под разведёнными мостами – классическая картинка нашего города. И мы часто, стоя на берегу, любуемся этим зрелищем во время белых ночей, как красиво идут суда по фарватеру Невы.
А кто их ведёт? Как они это делают? Лоцман – это самая петербургская профессия. Сам Пётр I был первым лоцманом. И интересно проследить, как менялась эта профессия от петровской эпохи до наших дней. Что изменилось в их профессии и жизни, а что осталось?
И чтобы ответить на эти вопросы, мы должны оставить душный город и отправиться вдоль берега Финского залива туда, в сторону Соснового бора. В посёлок Лебяжье. Там мы как в машине времени перенесёмся на два-три века назад и сможем увидеть картинки из жизни лоцманов. Итак, наш специальный репортаж из заброшенной старинной лоцманской деревни. Полина Ганичева только что вернулась из этого увлекательного путешествия».
ПОЛИНА ГАНИЧЕВА, корреспондент:
«Ровная линия деревянных домиков вдоль южного берега Финского залива. Будто корабли, вставшие здесь на рейд 150 лет назад, когда в России появилась совершенно особая «морская каста», а для неё – целое государство в государстве. Вот здесь жили и работали представители всего одной профессии – лоцманы».
Эту территорию в 60-е годы 19 века выкупает Кронштадтский лоцманский цех. Строят дома, открывают школу, аптеку, прачечную, кегельбан – целый мир из двух линий.
МАРИНА САРАМОТИНА, заведующая Лебяжинской библиотекой им. В.В. Бианки:
«Они учились 2 года очень серьёзно в лоцманском классе. Сначала в обыкновенной школе, потом в лоцманском классе. Они обязаны были знать как минимум 2 иностранных языка. Отучившись, они должны были поплавать на иностранных судах два года. И только после этого они приезжали и сдавали экзамен на лоцмана».
Жили вот в этих тогда одинаковых 5-комнатных домах. Что вроде служебных квартир. Когда лоцман выходил на пенсию, тут же переезжал в дом поскромнее, на несколько семей и подальше от берега.
АЛЕКСАНДР СЕНОТРУСОВ, председатель Военно-исторического общества «Форт Красная горка»:
«Наличники дворника дешевые, прорезные. А это дорогие, нарезные! 6 наличников, 6 окон стоимостью дороже дома! Потому что надо было 6 часов в масле варить, чтобы столько времени стоять и не лопаться».
Главный хранитель истории Лоцманского селения Александр Сенотрусов уверен: это был рукотворный рай. Но почему именно для этой профессии?
Все ответы начинаются на берегу. С ним всё непросто. Сильная волна то и дело вымывает песок. За 150 лет эти дома давно бы смыло, если бы не лоцманы… Камни, по которым мы идем, привозили сюда они же. Это ряжи – ряжевые заграждения.
АЛЕКСАНДР СЕНОТРУСОВ, председатель военно-исторического общества «Форт Красная горка»:
«Вот так положенные брёвна. И сваи, вбитые в землю, а сверху сваи придавили. И это 150 лет назад»
– Как они сохранились?
– Вода не гниль же, а консервант… Вот перед нами ряжа в чистом, а дальше мы видим, как она сработала. Это значит, что туда добежала волна. И вот, пожалуйста. Разобрали все то, что стояло 150 лет – появился пляж. Всё, что работало 150 лет, проработало бы ещё столько же!
ПОЛИНА ГАНИЧЕВА, корреспондент:
«Но каждый раз из своего собственного рукотворного рая лоцман отправлялся на работу. До которой еще, кстати, нужно было добраться. Фарватер в семи километрах. Суда где-то там, очень далеко. И вот так в любую погоду, закрываясь плащом, лоцман шел на работу».
Они вели корабли от Толбухина маяка до Васильевского острова и обратно. С пирса на небольшом судне добирались до нужного. И никак иначе! В акватории Петербурга чужое судно даже под управлением адмирала без лоцмана беспомощно. И так было всегда.
Любимая яхта английской королевы «Британия». 94-й год. Ленинград. На капитанском мостике гордость Англии. Нужно всего-то пришвартоваться на Английской набережной. Но на Неве свои правила. Коварные течения, подход. По правилам нужен лоцман. Но его нередкую фамилию тогда никто не запомнил – и город так и не узнал, что на этих исторических кадрах всей «Британией» командовал ленинградец. Мистер Смирнов.
И это тоже лоцманы. Подъем на борт по отдельному лоцманскому трапу. Представьте, порт Бронка, например, принимает суда в 300 метров длинной. Одно такое с грузом на скорости следует по курсу. Не ко всякому причалу такое подойдёт, да и времени на это нет. Поэтому лоцманы подсаживаются почти на ходу.
ВЛАДИМИР МЯКОТНИКОВ, лоцман первой категории Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт»:
«Мы «делаем борт». Мы разворачиваем пароход, чтобы закрыть борт от волнения. И в этот момент катер подходит, мы безопасно сходим. Подняться на борт – это еще полдела. Потом надо ещё подняться по трапам. Это примерно 13 этажей без лифта. И всё это рано утром, в 3 часа ночи, не спавши».
Владимир Мякотников – морской лоцман. Бывают ещё речные. Но смысл один: нужно знать акваторию наизусть. С электроникой и без. При любой погоде. Лоцману доверяют сразу всё: судно, груз, экипаж и пассажиров.
ВЛАДИМИР МЯКОТНИКОВ, лоцман первой категории северо-западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт»:
«Команда «Pilot has a conn» – лоцман управляет судном. И все, кто находится на мостике, – все-все-все эту команду повторяют. Все, начиная от рулевых, заканчивая старшими помощниками. Все-все-все. Управление находится в руках лоцмана. Полностью. И машиной, и рулевыми».
Сегодня лоцман – это, как правило, опытный судоводитель, который прошел переподготовку. На тренажёрах в Морской технической академии имени Сенявина занимаются и студенты, и лоцманы всего северо-запада. Можно выбрать любое судно, порт и погодные условия.
– Меня уже укачивает…
ОЛЕГ ЯРЛЫКОВ, капитан дальнего плавания, инструктор Учебно-тренажёрного центра Морской технической академии им. Д.Н. Сенявина:
«Это ещё не качка… Когда идёшь через Тихий океан, качает каждый день. Качает поболе. Готовишь себе так называемый «гробик», чтобы спать. Одеяла сворачиваешь, оставляешь промежуток между стенкой, ложишься туда. Это чтобы спать».
От Лоцманского селения в Лебяжьем остались только дома и ряжи – это фактически. Но фигурально мечта об отдельной морской касте всё-таки сбылась… В 21 веке лоцманы – это снова элита. Без пафоса. Те, с кого буквально начался Петербург. Те, кто живёт от встречи до проводов очередного судна. Ведь как принято говорить, «корабли не кони – сами домой не дойдут».