ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«Продолжим новости культуры. На Новой сцене Мариинского театра – одна из самых невероятных премьер последних лет. Опера Винченцо Беллини «Норма» обрела сценическое воплощение и торжественно открыла 33-й Музыкальный фестиваль «Звезды белых ночей».
Для справки. В последний раз эта постановка осуществлялась на Мариинской сцене полтора века назад. Полтора века! И вот её масштабное возвращение. Удивительная машинерия. Грандиозные декорации. Невероятный театральный станок, на котором будут расположены жёсткие декорации, поражает габаритами: длиной и шириной более 16 метров. Вес 11 тонн.
Монументальный замысел постановщиков воплощают художественные цеха театра, а перенести его на сцену позволили только уникальные технические характеристики второй сцены Мариинки. Такого зрелища давно не видел театральный мир. И это не удивительно, ведь «Норма» в переводе с итальянского означает идеал.
Не посмотреть эту премьеру значит навсегда прослыть ленивым и нелюбопытным петербуржцем. Чтобы этого не допустить, мы с вами прямо сейчас отправляемся в Мариинский театр и слушаем «Норму». Ведь оперу не смотрят, а именно слушают. Антон Цуман даёт уже третий звонок».
На второй сцене Мариинского театра – Древняя Галлия, в которой разворачиваются итальянские страсти. Любовь верховной жрицы к своему врагу римлянину. Предательство. Противостояние любви и долга. Всё это, задействуя всю технологическую мощь и сценической площадки, и декорационного цеха. С размахом, который в эпоху Беллини был невозможен, «Норма» вернулась в Петербург.
Художник по декорациям Сергей Новиков поясняет. На образ и атмосферу работает всё: и костюмы галлов, каждый из которых кропотливо проработан вручную, и жёсткие, закреплённые на специальном станке декорации весом в 11 тонн. Не считая одного из центров композиции – 15-метрового венка, символа жизненного пути главной героини, который в финале буквально вспыхивает огнём.
Не удивительно, что проект такого уровня реализуется именно в Мариинском театре, рассказывает режиссёр Сергей Новиков, по замыслу которого в финале мы увидим не казнь, а буквально настоящий гнев природы.
Но если от финала мы перейдём к началу истории, то можно понять, почему к этой опере в Мариинском театре особое отношение. Ведь, по сути, именно она стала одной из первых итальянских опер, прозвучавших в России. В столице, в Петербурге. На театральной площади.
Музыкальный критик Владимир Дудин рассказывает, поначалу петербургская публика не приняла ни драматургию, ни исполнительницу главной партии Лауру Ассандри. Публицист Фаддей Булгарин даже отозвался так: «Мы не скажем об этом представлении ни словечка, по латинской пословице: Aut bene, aut nihil. Гораздо больше нашли мы наслаждения в зверинце г-на Зама».
Но со временем гнев сменился на милость, а поход в оперу стал одним из главных культурных развлечений элиты Российской Империи.
И невозможно отрицать влияние той постановки на всю русскую литературу. Да, это и близкая дружба Тургенева и Полины Виардо. И тот факт, что, возможно, увидев этот спектакль, Иван Гончаров сделал арию главной героини Casta diva – лейтмотивом любовного чувства главного героя романа «Обломов». Что нашло отражение и в знаменитой экранизации.
«В заключение она запела Casta diva: все восторги, молнией несущиеся мысли в голове, трепет, как иглы, пробегающий по телу, – все это уничтожило Обломова: он изнемог…»
И.А. Гончаров «Обломов»
Последний раз в Петербурге «Норму» ставили в 1861 году. В только-только открытом Мариинском театре. И с тех пор полуторавековое молчание. Среди историков музыки нет однозначного мнения, почему так произошло. Да, появлялись новые оперы, блистали новые композиторы. Но основная причина ясна – её невероятная сложность. Испытание для исполнителя.
«Каста Дива» в переводе – чистая и непорочная дева. Это каватина, то есть открывающая ария, визитная карточка и персонажа, и в этом случае всей оперы. Её неспроста называют арией-бриллиантом. И из-за красоты, и из-за того, что она написана для редкого женского голоса – коллоратурного, то есть высокого, чистого, бриллиантового сопрано.
То, что в оперной терминологии называется «бельканто». В переводе «красивое пение». То, что было стандартом в эпоху Беллини, когда акцент делался на исполнении, а не на драматургии. Со временем акценты поменялись. Но и сегодня «бельканто» остаётся синонимом высшего мастерства.
Урок вокала Академии имени Елены Образцовой. Второкурсник консерватории Анатолий Величко постигает искусство «бельканто» под руководством опытного педагога, солистки Михайловского театра Елены Рубин.
Да, можно сказать, что итальянский язык более приспособлен для бельканто, чем наш. Но «Нормой» вдохновлялись и Глинка, и Чайковский. Создав наше, русское бельканто. Иначе говоря, не было бы «нормы» – не было бы того Ленского из самой исполняемой в мире оперы «Евгений Онегин».
Но несмотря на то, что у «Нормы», как и у многих опер, был литературный первоисточник – сама изображённая там эпоха представляла собой простор для фантазий. Сегодня, взглянув на карту, можно определить время и место, где разворачивались те события. Истоки Сены на территории современной Франции, 50-й год до нашей эры. Остальное – по большей части, вымысел, включая образ проконсула Поллиона, в котором зашифрована конкретная и известная историческая личность.
Доктор исторических наук Татьяна Кудрявцева поясняет: галлы в переводе с латыни – люди с белой кожей – часть культуры кельтов. С духовными лидерами-мудрецами друидами. О которых в эпоху Беллини было известно только по античным текстам. Даже декорации к первым постановкам «Нормы» скорее напоминали римские храмы. Вот эскиз к первой постановке в Ла Скала 1832 года. А вот современная постановка Мариинского театра, гораздо более близкая к современным представлениям о кельтских друидах. И у того, что, по сути, античная драма разворачивается именно в обществе галлов, есть своя причина.
В центре этого исторического, как мы бы сегодня сказали, «фэнтези» настоящая человеческая трагедия. Норма, которая, по сути, совершила предательство своего народа, была предана любимым человеком. Норма, которая жаждет мести, но не может убить ни своих детей, ни отправить на костёр невиновную. Норма, которая в первую очередь просто женщина, но в то же время Идеал. Эталон. Как и переводится с итальянского её имя.
Но несмотря на то, что самой опере уже почти два века, а её сюжет изучен вдоль и поперёк, каждый ценитель классической музыки скажет. Не бывает двух одинаковых постановок, не бывает одинаковых спектаклей. И вот о чём расскажет петербургская «Норма» 23-го фестиваля «Звёзды белых ночей».
И это буквальное отражение того, почему Петербург по праву носит звание культурной столицы. Браться за сложнейшие постановки. Собирать на каждой премьере полный зал восторженной публики. Это «Норма». Для Мариинского театра. Для петербургской сцены. И для всей российской культуры.