В гостях у программы «Утро в Петербурге» Зоя Купцова, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.

Николай Растворцев, ведущий: Сегодня в центре внимания выставка «Божественный Микеланьоло» и его современники. К 550-летию рождения мастера.

Людмила Ширяева, ведущая: Все без исключения знают, кто такой Микеланджело. А вот кто такой Микеланьоло? Это что-то новое для русских.

Зоя Купцова, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Мне кажется, специально выбрали оригинальное имя Микеланьоло, как его звали в XVI веке и как писал Джорджо Вазари. Такое имя привлекает внимание, звучит красиво и по-итальянски.

Николай Растворцев, ведущий: Пробуждает интерес не только имя, но и особенность этой выставки, одна из которых – погружение в окружение великого гения. То есть это не только про Микеланджело, но и про работы его друзей, подражателей, сподвижников, даже в чем-то конкурентов. Скажите, чувствуется ли этот почерк у современников?

Зоя Купцова, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Талант Микеланджело объединял даже его конкурентов, которые подсматривали за его работами, рисунками и композициями. Многие идеи Микеланджело повлияли на его друзей, коллег и даже завистников. Наша выставка небольшая, чтобы в камерной обстановке можно было оценить мастерство произведений, созданных на основе его рисунков.

Людмила Ширяева, ведущая: Мы знаем, что 13 скульптур и 11 картин располагаются вокруг «Скорчившегося мальчика». Какие детали позволили увидеть связь с Микеланджело?

Зоя Купцова, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Мы руководствовались идеями работы Микеланджело в двух ключевых городах – его родной Флоренции и Риме. На выставке представлены произведения, отражающие его влияние на ранних мастеров конца XV века. Мы постарались отразить в живописи и скульптуре римское окружение, позволяющее понять актуальные темы и обсуждения того времени

Николай Растворцев, ведущий: Что мы говорим об его окружении, которое подражало великому мастеру? Они хотели учиться у великого мастера или это мода того времени?

Зоя Купцова, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Многие художники начинали свою карьеру с зарисовок и копий произведений Микеланджело, особенно живописных и графических, так как их легче было воспроизвести. Это была настоящая школа для начинающих, позволяющая продемонстрировать своё мастерство. В зрелом возрасте уже всё по-разному. Если вам недостает какой-то идеи, фантазии, то вы обращаетесь к великому мастеру, к его идеям, заимствуете их.

Николай Растворцев, ведущий: Мастера и гении не обижались, что берут их идеи?

Зоя Купцова, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Нет, это было достаточно принято в XVI веке.

Николай Растворцев, ведущий: Подобно тому, как Микеланджело объединил вокруг себя талантливых мастеров, Эрмитаж в рамках этой выставки объединил несколько музеев. Как строится такое межмузейное сотрудничество?

Зоя Купцова, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Выставка небольшая, но в ней участвуют несколько музеев, включая Музей истории религии в Петербурге и Музей имени Пушкина в Москве. Отбор произведений был скрупулезным, так как их немного, и они специфические. Нужно было хорошо знать коллекцию и каталог, чтобы сделать правильный выбор, а затем объяснить публике, почему именно эти работы были выбраны для экспонирования.