В гостях у программы «Утро в Петербурге» Ирина Никитина, президент фонда «Музыкальный Олимп».
Василий Киров, ведущий: «Все флаги в гости будут к нам», – крылатая фраза из поэмы Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник» описывает гостеприимные отношения Санкт-Петербурга. Сегодня наш город в центре внимания гостей из самых разных стран мира.
Ксения Бобрикова, ведущая: Уже три десятилетия фонд «Музыкальный олимп» выполняет эту важную миссию. На 28-м фестивале в этом году выступят музыканты из России, Мексики, Вьетнама, Китая, Великобритании, Австралии и Казахстана.
Василий Киров, ведущий: 30 лет – это целая жизнь. Скажите, каким был этот путь?
Ирина Никитина, президент фонда «Музыкальный Олимп»: Первый фестиваль прошел в 1996-м году, и сейчас уже 30 лет фонда и 28 фестивалей, так как два из них отменились из-за ковида и других обстоятельств. В 1996-м году мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак открывал «Месячник Европейской культуры», и тогда Петербург был культурной столицей Европы. Думаю, он таким и остался. Сегодня мы открываем 28-й фестиваль, в котором участвуют представители из семи стран. Несмотря на сложности с транспортом, к нам приезжают гости из Австралии, Китая, Казахстана, Мексики и Франции. Люди с удовольствием участвуют в нашем фестивале.
Василий Киров, ведущий: Сложно ли придумывать что-то новое и интересное для привлечения новой аудитории?
Ирина Никитина, президент фонда «Музыкальный Олимп»: Фестиваль – это концепция, в основе которой заложено удивление. Поэтому не нужно слишком стараться создавать что-то новое искусственно: на каждом фестивале появляются молодые имена, и само знакомство с ними уже вызывает интерес. Зритель получает полное представление о том, что происходит в музыкальном мире: кто побеждает на конкурсах, какие традиции и направления развиваются, какие школы влияют на современную музыку. За 30 лет работы фонда и 28 фестивалей это стало очень заметным: примерно 50-70 % участников, начавших свой путь в 1996 году, сегодня – топовые солисты первой линии. Я считаю, что проблем всегда много, но надо их находить и заниматься их решением. Именно этим мы и занимаемся.
Василий Киров, ведущий: Может ли музыка быть самым главным объединяющим фактором, или присутствуют свои народные, культурные нюансы?
Ирина Никитина, президент фонда «Музыкальный Олимп»: Культурные нюансы действительно проникает друг в друга, и это проявляется даже в музыкальных мелодиях. Например, есть композитор Тань Дунь, лауреат премии «Оскар», он сравнил старые армянские мелодии с ощущением китайского села. Это подчеркивает, что, несмотря на географические и культурные различия, музыка объединяет нас. Музыка имеет уникальную способность гармонизировать и создавать консонанс, который необходим для нашего внутреннего состояния. Диссонанс, напротив, вызывает дисбаланс и может быть источником напряжения как физически, так и психологически. Поэтому у меня на музыку большая надежда. Хочется, чтобы в душе был музыкальный резонанс.
Ксения Бобрикова, ведущая: Какая складывается потом жизнь у участников фестиваля?
Ирина Никитина, президент фонда «Музыкальный Олимп»: У фонда «Музыкальная Олимп» есть стипендиаты, среди которых будет замечательный девятилетний мальчик Феликс Со, китайского происхождения из Австралии. Он не победил в конкурсе «Щелкунчик», но его игра была настолько яркой, что жюри решило оставить его на следующий год. Мы считаем, что таких детей нужно поддерживать сразу. Мы следим за многими музыкальными олимпийцами и приглашаем их в эфир, чтобы обсудить их достижения.
Василий Киров, ведущий: Расскажите о программе фестиваля.
Ирина Никитина, президент фонда «Музыкальный Олимп»: Фестиваль предлагает разнообразную программу для зрителей, и я хочу подчеркнуть, что все концерты и музыканты замечательные, поэтому выделять кого-то неуместно. Я упомянула Феликса, потому что он самый младший участник – ему 9,5 лет. Конкурсный возраст для детей – от 8 до 14 лет. Взрослые конкурсы обычно проходят для участников от 18 до 30 лет, а вокалисты могут участвовать до 33-35 лет. Голос стабилизируется, хорошо если в 23-25. Особенно у мужчин. У женщин тоже меняется в связи с физиологическими условиями.