ВАЛЕРИЙ ЕФРЕМОВ, доктор филологических наук, профессор РГПУ им. А.И. Герцена:

Собак на самом деле у меня никогда не было. Но вот наступил 2020 год, ковид, пандемия, мы все остались дома заперты, и я подумал, что вот, наверное, это шанс, и можно было бы всё- таки реализовать наконец-то детскую мечту. Параллельно я смотрел приюты. И вот однажды я попал на фотографию, где лежала белая девочка, щенок, с таким выражением лица, что весь мир против неё, правда — сердце ёкнуло. Я написал человеку, который, собственно, вывесил объявление. Потом, правда, выяснилось, что приют находится на Северном Кавказе и нужно было ждать несколько дней, пока не организуют переезд собаки в Петербург.

Ну вот, собственно, Чара, которая 20 килограммов счастья, которая всё-таки очень трусишка, но при этом невероятно любопытная трусишка. После того как она приехала в огромный город, а это шум машин, толпы людей, толпа собак, — случилось то, что называется урбанофобия, не знаю, насколько это правда, она просто не хотела вообще выходить на улицу. Так как это первая собака, я не знал, как себя с ней вести, и дело доходило до того, что время от времени приходилось её просто с 4-го этажа выносить на руках, и пришлось работать где-то полгода, чтобы просто мы стали нормально ходить на улицу. Теперь это всё проблемы решённые.

Надо сказать, что как только она приехала, она тут же сгрызла матрас, который был ей предназначен, элементарная лежанка, но у меня появился колоссальный страх — я боялся, что она возьмётся за книги. Ну, если нельзя матрасик съесть, то может можно вот это. Книги её не заинтересовали совершенно никак, от чего я выдохнул.

Чара — любимица всей семьи, не только меня, но и моя мама её тоже любит. В какой-то момент, раздобыв фотографию, решила перенабрать её портрет, если я правильно понимаю, это какая-то полубисерная техника, перебрала фотографию таким вот образом.

Я понимаю, что меняюсь когнитивно, потому что понятно, что в твоей семье появилось что-то, что с тобой не может разговаривать, но при этом ты должен с ним коммуницировать, и уметь общаться с собакой — это серьёзный тренинг, и я точно понял, что я по-другому стал ощущать мир животных. И если раньше какие-то собаки мне казались немножко смешными, допустим. какими-нибудь карманными или домашними, то теперь я их всех люблю.

Я абсолютно уверен — может быть потому что ещё и педагогический опыт есть, и как бы работаю в Педагогическом университете, что у каждого ребёнка должна быть собака. Потому что эта форма коммуникации не столько с людьми, сколько с живым миром в целом. И если у ребёнка с детства есть опыт общения с кем-то, кто нуждается в твоей защите, в твоей помощи, а не просто потому, что ты её кормишь, поишь, гладишь или что-то в этом духе, — то человек формируется несколько другим. Если у вас в доме есть собака- это точно залог какого-то хорошего, доброго начала.