На связи со студией программы «Утро в Петербурге» Юрий Клевцов, народный артист России.
Ксения Бобрикова, ведущая: Печальная новость для мировой культуры: ушёл из жизни великий хореограф, народный артист СССР Юрий Григорович. Ему было 98 лет. Он родился в Ленинграде, закончил хореографическое училище и был принят в труппу Театра имени Кирова, теперь Мариинского театра. Солировал на прославленной сцене до 1961-го года.
Василий Киров, ведущий: На сцене Большого театра Юрий Николаевич уже в качестве хореографа поставил легендарные балеты «Каменный цветок», «Легенда о любви», «Щелкунчик», «Спартак», «Ромео и Джульетта» и другие. Он также выступал как автор хореографических редакций балетов классического наследия.
Ксения Бобрикова, ведущая: Мы знаем, что вы много лет проработали с Юрием Николаевичем. Каким вы его запомнили? Что восхищало вас в этом гениальном балетмейстере?
Юрий Клевцов, народный артист России: Юрий Николаевич – это словно вселенная, гениальный человек, рядом с которым всегда было приятно, хоть иногда и непросто находиться. Мы многому у него научились, и для меня было огромным счастьем работать в Большом театре именно с ним.
Василий Киров, ведущий: Когда Юрия Николаевича упрекали в излишней строгости, он говорил, что «быть добреньким ко всем – для искусства гибель». Это его цитата. Если на репетиции всё складывалось хорошо, постановка проходила с аншлагом, то какой могла быть его похвала?
Юрий Клевцов, народный артист России: Я не помню, чтобы Юрий Николаевич особенно хвалил кого-то, но его похлопывание по плечу, улыбка и взгляд всегда говорили, что он доволен исполнителем. Он не мог никогда скрыть, что ему нравится спектакль, нравится всё, что произошло на сцене. Юрий Николаевич был необычайно интересным человеком с прекрасным чувством юмора, и в нем сочетались лучшие качества. По его глазам всегда было видно, что все хорошо. Он часто говорил теплые слова и делал пожелания, и именно его взгляд говорил больше, чем слова.
Ксения Бобрикова, ведущая: Что отличает балеты Юрия Николаевича от других постановок? В чём его новаторство?
Юрий Клевцов, народный артист России: Юрий Николаевич действительно привнес в мужской танец и балет много нового, усилив технические аспекты и общее качество мужского танца в спектаклях. Это одно из его самых значительных достижений. Кроме того, он был выдающимся режиссером, который умело выстраивал спектакль от начала до конца. В его работах не было ни одного мгновения пустоты, он всегда подчеркивал, что в спектакле не должно быть скучно более пяти минут. Даже в длинных спектаклях он стремился к постоянному действию, что делало его постановки динамичными и увлекательными. До прихода Юрия Николаевича в основном преобладали спектакли в стиле драм-балета, но он значительно усилил хореографию, убрав лишние пантомимы и жесты, которые считал избыточными. Вместо этого он использовал танец, чтобы передать зрителю душевные состояния героев.