ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«В ночь с субботы на воскресенье в нашем городе пройдёт традиционная ежегодная акция «Ночь музеев». Более 140 культурных площадок представят посетителям новые выставки, концерты, спектакли, экскурсии, мастер-классы и исторические реконструкции. В этом году к проекту присоединились 11 новых участников, среди которых Центр истории автотранспорта Ленинграда, музей «А музы не молчали». Некоторые учреждения выбрали формат работы в вечернее время – с 18:00 до 23:00, другие ждут посетителей с 18:00 до 06:00. Все музеи будут работать по сеансам. В 2025 году «Ночь музеев» будет посвящена Году защитника Отечества и 80-летию Победы в Великой Отечественной войне и пройдет под темой «Герои».
Но «Ночь музеев» – это одно. А мы хотим рассказать вам про то, о чём вы не узнаете, даже если придёте в музей ночью. Это мир тайн, мифов и легенд петербургских музеев, который существует отдельно, независимо ни от каких акций, выставок, экспозиций или мероприятий. Существует с первых дней появления первого музея на берегу Невы, когда Пётр I организовывал свою Кунсткамеру. И вот в этот увлекательный и наполненный тайнами мир мы и совершим сейчас экскурсию. Её для вас проведёт Наталья Медведева. Смотрите. Слушайте. Видеосъемка во время экскурсии разрешена».
НАТАЛЬЯ МЕДВЕДЕВА, корреспондент:
«Представим обычный день в музеях Петербурга. В залах много людей. Ходят экскурсионные группы. Туристы рассматривают экспонаты. Звучат голоса гидов. А что происходит после закрытия музея?»
Рабочий день подошел к концу. Все сотрудники разошлись по домам. Когда Петербург засыпает, здесь просыпаются легенды, тайны и мифы.
У каждого музея свои тайны. В Зоологическом – одна из них весит почти четыре тонны. Этот слон многим знаком с детства.
Именного этого слона в конце 18-го века году бухарский хан подарил императорскому двору – в знак дружбы. Слон в Российской Империи – сенсация! Об этом нарисовали лубок – старинный аналог комикса. Спустя много лет он попался на глаза Ивану Андреевичу Крылову. Так родилась басня «Слон и Моська».
После закрытия музей проваливается в тишину. И в этой тишине все ожидает. Вдруг кажется: кто-то шевельнулся в витрине. Может это просто фантазия?
Эрмитаж. Наш «Русский ковчег». Его тайны невидимы. Одна из них скрывается в этом зале. За ограждением. К ней нет доступа посетителям.
НАТАЛЬЯ МЕДВЕДЕВА, корреспондент:
«Именно эта тайна свидетельствует о том, что Эрмитаж – это не просто музей, а в первую очередь обычный дом. Где жили, обустраивали быт, строили отношения, любили. Вот тайна. Она уже на экране».
Эту надпись бриллиантовым кольцом нацарапала Александра Федоровна – супруга Николая II, последнего российского императора. Они часто писали друг другу чувственные и нежные письма. Эта «записка» на стекле хранится уже почти 120 лет. Здесь написано: «Nicky 1902 looking at the hussars. 7 March». В переводе на русский: Ники смотрит на гусар.
А вот следующую тайну невозможно не заметить. Колыванская ваза. 19 тонн яшмы. Почти 3 метра в высоту. И вот загадка: а как ваза попала в этот зал? Ведь она не проходит ни в один дверной проем.
Когда эту «Царицу ваз» доставили из Алтая в Петербург, выяснилось: ни один зал Эрмитажа не может ее вместить из-за размера и веса. Вазу решили поместить в недостроенное здание Нового Эрмитажа. Ее устанавливали 770 рабочих. И только потом уже вокруг вазы возвели стены. Так она и стоит здесь. Последние 170 лет.
Наверное, самый таинственный зал Эрмитажа – египетский. Артефакты древней цивилизации, саркофаги, мумии. Иногда, чтобы раскрыть их тайны, нужны тысячелетия. В 2021-м году выяснилось, что мумия жрицы Бабат, которой больше двух с половиной тысяч лет, оказалась не женской, а мужской. На помощь пришла современная медицина. Мумии сделали МРТ. И по снимкам поняли – это тело мужчины 20-30 лет. Сейчас оно хранится в фондах Эрмитажа.
Для такого музея, как Эрмитаж, разгадывать тайны – вполне обычное дело. Здесь слишком много эпох, лиц, историй. И мест, куда не водят экскурсии. Крыша Эрмитажа – одно из таких. Только посмотрите. Вид на Петербург с крыши главного музея страны.
Русский музей. Целая вселенная, изучать которую можно бесконечно. Это не просто застывшее во времени хранилище редкостей, а буквально живой организм. С живыми экспонатами. Смотришь на картину Куинджи, и погружаешься туда, где есть только ты, ночь и тишина.
А сколько загадок за закрытой дверью! Отдел технологических исследований. Здесь экспонаты разбирают по молекулам, прежде чем передать их реставраторам. Под микроскопом специалисты рассматривают, какого же цвета еле заметная эмаль на иконе 17-го века. Или что скрывается под слоями краски. Картина Алексея Боголюбова, 19-й век. С виду классический пейзаж Петербурга. Под инфракрасными лучами полотно раскрывает свои секреты. На экране видно, как художник подбирал композицию, как чертил формы, как думал. Так постепенно и раскрываются тайны. В лаборатории, в залах, под слоями времени. И это неотъемлемая часть работы музея – хранить их, защищать, а иногда и опровергать.
Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН. Или Кунсткамера. Первый в России музей. По легенде, построен на том самом месте, где однажды император обнаружил странную сосну. Одна из её веток вросла в ствол и образовывала полукольцо, напоминающее ручку от кружки. Сосну Пётр назвал «Деревом-монстром». Сегодня это один из экспонатов Кунсткамеры.
Конечно, как и в любом старинном здании, в музее есть призраки. Скелет слуги Петра I – Николя Буржуа. Человек-гигант ростом 2 метра 26 сантиметров. В пожаре 1747-го года его череп исчез. Ему подыскали новый. С тех пор, согласно легенде, призрак Николая Буржуа бродит по Кунсткамере в поисках своей головы.
Возможно, по этим коридорам ходит и призрак Вилли Монса – любовника Екатерины I, второй супруги Петра I.
Император узнал об отношениях Екатерины с Монсом. После казни Монса в 1724-м году Пётр приказал отсечь его голову и заспиртовать в банке. Несколько дней сосуд простоял в покоях императрицы. А затем его отнесли в Кунсткамеру. По одной из версий, голова Монса до сих пор хранится где-то в подвалах музея.
Но, наверное, самый главный миф: Кунсткамера – музей уродов. Об этих младенцах с аномалиями знает каждый школьник. На самом деле, все это – научная коллекция. Её собрал голландский анатом Фредерик Рюйш. А Выкупил Пётр I.
Музеи Петербурга. Здесь легенды живут рядом с фактами. А прошлое легко находит дорогу в настоящее. Но в первую очередь музеи – это хранилища истории, науки, культуры, без которых не было бы нас. И того Петербурга, к которому все мы привыкли.