ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«В Национальном медицинском центре имени Алмазова начал свою работу Петербургский международный медицинский инновационный форум. Одна из главных тем звучит так: «Современная медицина переживает эпоху революционных изменений. Цифровые технологии трансформируют все ранее известные подходы к диагностике, лечению и профилактике заболеваний». Главная цель работы форума – ответить, как повысить качество медицинской помощи и снизить статистику заболеваемости и смертности в России. Кроме научной программы, гости съезда смогут посетить уникальную выставку разработок для здравоохранения, на которой представлены новейшие достижения медицинской науки. Инновации позволяют уже сегодня применять телемедицину, роботизированную технику, искусственный интеллект, виртуальную и дополненную реальности. Сами врачи и ученые центра Алмазова давно и очень активно используют возможности нейросетей. Вот один из примеров такой работы на рынке медицинских инноваций. На первый взгляд, это устройство кажется минималистичным – компактная стойка с камерами и сенсорами. Но за лаконичным дизайном скрывается высокотехнологичный комплекс, который всего за несколько секунд проанализирует все ключевые параметры здоровья: артериальное давление, индекс массы тела, уровень холестерина, сахара в крови, а также признаки стресса или переутомления. Разработка принадлежит одной из ведущих технологических компаний, которая сотрудничает с центром Алмазова. По словам создателей, такие устройства вскоре появятся не только в клиниках, но и в общественных местах: торговых центрах, аэропортах, офисах. Это сделает профилактическую диагностику доступной для миллионов. И это лишь один из примеров, но ясно одно: наше здоровье полностью будет зависеть от этих медицинских технологий будущего. И центр Алмазова сейчас находится на передовой линии этих уникальных научных разработок».
ЕВГЕНИЙ ШЛЯХТО, генеральный директор Национального медицинского исследовательского центра им. В.А. Алмазова Минздрава России:
«Локомотив конференции, как и вообще все тенденции, которые есть в мире, это цифровизация и искусственный интеллект. И все вопросы и доклады в рамках пленарного заседания будут связаны с использованием искусственного интеллекта в развитии персонализированной медицины, в профилактике, в лечении. Это сегодня та область, которая позволит и повысить качество медицинской помощи, безопасность, доступность и, я бы сказал, сделать медицинскую помощь равной для всех жителей и крупных городов, и удаленных регионов. Я думаю, что искусственный интеллект уравняет всех в правах».
ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«И продолжим тему медицины, тем более что есть очень актуальный и важный повод. 12 мая мы отмечаем день медицинской сестры. Это не только очень важная, но и очень дефицитная профессия.
Для справки: по данным Минздрава за 2024-й год количество среднего медицинского персонала в государственных и муниципальных медицинских учреждениях за год снизилось на 2 тысячи человек. Сейчас в этой профессии по всей России работают чуть более одного миллиона человек, и всё равно медсестёр катастрофический не хватает. А без них не может функционировать ни одна поликлиника, ни одна больница. Это рядовые фронта, на котором каждый день идёт битва за жизнь и здоровье людей. А кто они, сёстры милосердия? Смотрите наш специальный репортаж о тяжёлом, но таком важном труде тех, кто ближе всего стоит рядом с больным на пути к его исцелению! Полина Ганичева нарисует нам портреты этих замечательных людей».
Раннее утро в городском онкодиспансере. В операционных пусто. Пациенты спят, врачи едут на работу. Аппараты молчат. И каждый день первой сюда заходит она – женщина в белом, которая остаётся за спиной хирурга. Операционная сестра Татьяна Богданова.
Дальше она скажет: «Накрываем на стол!». И правда, появятся стерильные «скатерти», слои, салфетки.
В этой зоне может находиться только операционная сестра. Если допустит, ещё хирург и санитарка. Нам даже дышать рядом не разрешили. Здесь все инструменты на целый день. Совершенно стерильно. На каждом метка конкретной операционной. Если понадобится, можно узнать, какой именно скальпель был на конкретной операции месяц назад. Но хирург уже у стола. Начинаем.
Вот так представляют работу хирурга и сестры в кино. Медики смеются — очевидно, сестра в фильме не дорабатывает… Вот, как этот тандем работает в жизни.
ВАДИМ ПИЩИК, торакальный хирург, заместитель главного врача Городского онкодиспансера по хирургии:
«Мы можем сделать операцию в полной тишине. Руку буду протягивать – даже смотреть на неё не буду».
ТАТЬЯНА БОГДАНОВА, операционная медицинская сестра Городского онкодиспансера:
«Каждый хирург по-особому протягивает руку. И уже можно понять, что хочет».
Хирург знает ход своей операции, сестра – всех операций этого дня. На свой стол уже не смотрит. Подаёт инструменты автоматически. Нитку в иголку тоже вставляет. Не глядя.
И состояние хирурга – тоже её забота. Операционных сестёр вообще часто называют «рабочими жёнами» хирургов. Ничего не подумайте. Просто байка. Но выглядит символично: ведь перед операцией хирург всегда снимает кольцо, чтобы не оставить пациенту подарок. Кстати, это тоже зона ответственности операционной сестры. До и после она внимательно пересчитывает и описывает всё до последней салфетки.
Её работу не видно. Буквально. Она следит за стерильностью. Да и её самой в большой бригаде в белом не запомнят.
ТАТЬЯНА БОГДАНОВА, операционная медицинская сестра Городского онкодиспансера:
«Мы бойцы невидимого фронта. Пациенты нас практически не видят. И даже если они мельком нас увидели, они не запомнили. А мы вот где-то здесь».
Теперь есть 15 минут выпить воды, почесать нос – во время операции трогать лицо руками строго запрещено. И снова встать за спиной хирурга, тихо подавать «патроны»…
Отделение, где возраст пациента в карте указывают в сутках. Реанимация новорождённых городской детской больницы. Первое, что испытывает здесь любой нормальный человек – страх. Огромные трубки оплетают крошечных детей. Но Людмила – процедурная медсестра. Ей бояться не положено.
Для понимания: минимальный вес пациента в этом отделении – 300 граммов! И каждого малыша нужно «Доносить», Долечить. Это месяцы постоянной работы. Родителей пускают раз в сутки, а всё остальное время с малышами проводят они – медсёстры.
Сестры в этом отделении, кажется, железные. Это опыт. Людмила, как и все, боялась рожать. Плакала над первыми пациентами.
ЛЮДМИЛА БЕЛЬСКАЯ, процедурная медицинская сестра отделения реанимации и интенсивной терапии новорождённых Детской городской больницы №1:
«Один доктор ко мне подошёл и сказал: «Если так сопереживать сильно, ты здесь и года не протянешь». Поэтому идёт какая-то стена между собой и этим стрессом – мы себе сами её выстраиваем».
Когда она видит, как над кувезом плачет мама, всегда говорит: «Ребёнок всё чувствует». И круглосуточно с такими детьми находится бригада сестёр, которые уверены в том, что они делают и всегда спокойны. А дети это чувствуют.
Госпиталь для ветеранов войн. Травматология. Средний возраст отделения – 86 лет. Через пару дней после операции нужно учиться заново сидеть, ходить, жить. И помогает в этом для кого-то названная дочка, для кого-то внучка – старшая медсестра Любовь Васильева.
Вот, говорят, лёгкая рука. Студенты-медики придумали, как это проверить. Мы Любовь Михайловну попросили повторить этот трюк. Кто бы сомневался – 43 года стажа. Она найдёт вену с закрытыми глазами. Отделение – её дом. В холле разбила сад. Похоже не на больницу, а на санаторий.
В госпиталь пришла работать в свои 17. Мотивация тогда была особенная: хотела позаботиться о семье, чтобы прожили как можно дольше. Стала медсестрой. Теперь уже начальник, но и капельницу может поменять, и укол поставить, хоть и не по статусу. Не строгая. Всех студентов, что пришли на практику и остались, бережёт как зеницу ока.
ЛЮБОВЬ ВАСИЛЬЕВА, старшая медицинская сестра травматолого-ортопедического отделения Госпиталя для ветеранов войн:
«Молодёжь как-то легко с этим прощается. Не все. Могут прийти: поработал, мало платят – ушли. Теперь все косметологи, все в коммерческих структурах. В косметологи идут, в стоматологи. Все в платное идут. Где легче, где можно мыть инструменты».
Все понимают: работа очень тяжёлая. Это сутки, дежурства, всё время на ногах, всё время в команде. И мы видим их повсюду. Сдаём кровь на анализ, просим таблетку от головной боли, встречаем с капельницей в больничном лифте. И, если честно, даже не запоминаем лица. Всё равно в маске. Но в сущности это самая понятная и важная для пациента роль. Быть рядом и помогать.