ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«А теперь о главном политическом событии этой недели в Петербурге. И это, конечно же, отчёт губернатора Александра Беглова перед Законодательным собранием. Казалось бы, протокольное ежегодное мероприятие, которое регламентируется Уставом города. Но в этом отчёте меньше всего было сухого официального протокола. Это была такая развёрнутая, очень ярко иллюстрированная презентация на тему «Санкт-Петербург сегодня: какой город мы строим и создаём сейчас?». Именно мы, то есть и горожане, и губернатор, и члены правительства города. И именно строим. Вот точно так же, как 322 года назад Пётр I строил на берегах Невы первые здания Петербурга, так и мы сейчас строим наш Петербург – Петербург 21-го века. И этот тезис «город строим и создаём мы, петербуржцы» был ключевым в выступлении губернатора Александра Беглова».

АЛЕКСАНДР БЕГЛОВ, губернатор Санкт-Петербурга:
«Наш город развивается сегодня рекордными темпами. Основная заслуга в этом – наши жители: учителя, врачи, строители, энергетики, инженеры, рабочие, бизнесмены, предприниматели. За пять лет мы с вами решили много проблем и многого добились. Все наши действия были направлены на то, чтобы улучшить качество жизни жителей нашего города и развивать наш город. Никакой губернатор без команды ничего не может сделать. И все мы с вами — это единая команда. Команда нашего города, города Санкт-Петербурга. Благодарю за внимание! Успехов и удачи всем!».

ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«И если говорить точнее, это был не отчёт. Это был взгляд в будущее Петербурга: какой город мы строим сейчас и каким мы его передадим следующим поколениям. Но чтобы понять, куда идти дальше, надо обозначить точку отсчёта – а где мы сейчас? Более 320 лет существует город и каждое поколение дополняло его развитие, его движение вперёд: от первых домов и булыжных мостовых петровской эпохи до суперсовременных инновационных технологических кластеров сегодняшнего дня. Но самое важное – это не только мегапроекты. В первую очередь, – это наши дети. И в нашем городе они ходят в детские сады бесплатно. Это уже стало приметой нашего современного Петербурга. Вот такой город мы сейчас строим и в таком Петербурге мы сейчас живём. Мы знали об этом. Губернатор в своём отчёте смог лишь чуть более подробно показать: этот Петербург будущего – не мечта. Это реальность, которая имеет уже свой утверждённый план, источники финансирования, параметры бюджета и сроки реализации. Антон Цуман проведёт нас по этому городу будущего».


Традиционный отчёт губернатора Александра Беглова перед Законодательным собранием – без преувеличения, главное политическое событие каждого года. Ведь это, по сути, доклад всему Петербургу о том, что уже сделано и что предстоит сделать. Куда движется Петербург, каким он станет. И отражение этого настоящего и будущего, о котором говорилось с трибуны Большого зала Мариинского дворца, можно уже увидеть на городских улицах.

Комфортный город 21 века – это, в первую очередь, город инфраструктурных мегапроектов, меняющих жизнь и Петербурга и всей России. Один из таких примеров – Высокоскоростная железнодорожная магистраль Петербург – Москва. 2 часа 15 минут в пути от Московского до Ленинградского вокзала, что уже позволит говорить о связи двух мегаполисов как о мощной агломерации.

В контексте этих перемен выражение «наводить мосты» приобретает совершенно новое значение. В ближайшие годы через Неву перекинутся 5 новых мостов. Один из которых уже строится.

Большой Смоленский мост. 34% – больше чем треть работ по строительству моста уже выполнены. С том числе, одна из самых сложных технологических операций. Заливка бетонных опор разводных пролётов, которые уже практически на 100% собраны на берегу Перевозной набережной.

Следующий на очереди – разводной мост у Финляндского железнодорожного моста. В составе второй очереди Широтной магистрали скоростного движения, первый этап которой – Витебская развязка – в этом году был введён в эксплуатацию. Позволяя буквально пролететь от Кубинской улицы до Витебского проспекта всего за 3,5 минуты.

Развязка – от слова «развязать», в самом прямом смысле развязать узлы дорог. И новых городских территорий. Ещё полтора года назад намывные территории Васильевского острова связывались с городом всего двумя мостами. А уже в этом году был открыт уже второй съезд Шкиперской развязки с Западного скоростного диаметра.

Сейчас в высокой степени готовности съезды с ЗСД в сторону Шкиперского протока. На очереди – строительство прямого выезда с намывных территорий на Васильевский остров, реконструкция дорожной сети до Наличной улицы. Но то, что уже реализовано, полностью изменило транспортный рисунок в этой части города.

Но комфортный город – это не только развитая автомобильно-дорожная сеть. Это и качественный общественный транспорт. Только за прошлый год городом было закуплено 547 новых автобусов. В планах строительство электробусного парка на 400 машин. Но самое важное – с реализацией нового масштабного проекта на юге города Петербург постепенно возвращает себе звание мировой трамвайной столицы.

Такие низкопольные трамваи типа «Невский», спроектированные специально для этой линии, позволят пассажиром в объезд загруженного КАДа добраться от Купчино до Шушар. Это первая очередь трамвайной линии, которая по плану должна принять первых пассажиров уже в конце текущего года.

Но такие мегапроекты – всего лишь часть концепции мегаполиса 21 века, главнейшим приоритетом которого являются его жители. Так что Петербург должен быть не только комфортным городом, но и социально ориентированным. И работа в этом направлении ведётся непрерывно.

Один из важнейших приоритетов концепции социального города – здоровье петербуржцев. Уже проведена модернизация и капитальный ремонт 78 медицинских объектов. И останавливаться на достигнутом Петербург не собирается.

Суть социальных программ заключается в одном слове – забота. Забота о людях «серебряного возраста» – от 60 и старше. Для которых создана одноименная программа. Часть которой – упрощённый доступ к медицинской помощи и строительство специальных «серебряных» центров, цель которых доказать, что возраст жизни не помеха.

Забота и о новом, подрастающем поколении петербуржцев. Петербург стал первым городом России, отменившим плату за посещение государственных детских садов. Которых только в 2024 году ввели в строй 57. Плюс 37 общеобразовательных школ. При этом теперь соблюдается важное правило для городских застройщиков. Ввод социальных объектов одновременно или раньше жилых корпусов. Благодаря этому условию город закрыл многолетний дефицит по школам и детским садам.

Один из самых свежих подобных примеров – новый корпус 566 школы Невского района, который открыл свои двери в марте этого года. Пока здесь учатся младшие классы. Это тестовый режим – в полную силу школа заработает 1 сентября. Но уже, совершив по ней краткую экскурсию, можно понять, что это новый петербургский школьный стандарт.

Два бассейна, один из которых длиной 25 метров. Современный пищеблок на 400 мест. Концертный зал с профессиональным звуковым оборудованием. Всё для того, чтобы дети получали здесь не только образование, но, по сути, и первую в жизни профессию.

И это лишнее подтверждение ещё одной концепции Петербурга. Город, гибко реагирующий на вызовы времени. Иначе говоря, умный город.

В первую очередь Петербург – это один из крупнейших промышленных центров страны. И то, что в новых мировых экономических условиях санкций и разрыва международных связей главные промышленные предприятия города не то, что не остановились, а продолжили своё развитие – результат, в который сложно было поверить. Но который стал реальностью.

Петербург сегодня производит почти треть всех беспилотных летательных аппаратов страны. Только в прошлом году со стапелей городских верфей сошло 80 гражданских судов и 5 военных кораблей. И даже в области производства техники предприятия Петербурга открывают новые горизонты.

Петербургский тракторный завод. Стапельная сборка новейшей заводской разработки – грейдера «Кировец». Тяжёлой машины, предназначенной для строительства и обслуживания дорог. За всю более чем вековую историю завода – это первые образцы техники подобного класса.

Несмотря на то, что практически все узлы пришлось разрабатывать с нуля, конструкторы «Кировца» заявляют: эта машина как минимум не уступает аналогам ушедших из России западных фирм, а по некоторым параметрам и превосходит, подтверждая тезис – Петербург может. Петербург делает. Для города и для страны.

Но не менее важная задача обеспечить кадровый состав. Тех, кто и будет собирать подобные машины на заводах Петербурга – специалистов среднего звена. Для чего город вдохнул новую жизнь в подзабытое с советских времён понятие ПТУ, то есть Профессиональное Техническое училище.

Петербургский электромашиностроительный колледж. На его базе холдингом «Силовые машины» при поддержке города создан образовательный завод. Предприятие размещает здесь коммерческий заказ на детали, на них набирают опыт начинающие мастера, которые затем становятся кадровым резервом предприятия. Принцип «от парты на производство», забытый после распада СССР и возрождённый в современном Петербурге.

Но при всех научных и технологических компетенциях одна из визитных карточек Петербурга – его история, которую он традиционно продолжает открывать всему миру. И это ещё один из приоритетов его развития.

В прошедшем году Петербург обновил исторический туристический максимум – 11,6 млн гостей города. И это не предел. Город создаёт новые точки притяжения. От придания Кронштадту статуса «Острова фортов»,  до курорта «Санкт-Петербург Марина», который будет реализован на месте бывшей промплощадки «Горская» и станет частью федерального проекта.

Открытый город – это не только строительство новых объектов, но и сохранение уже существующих. Это и реставрация в прямом смысле сердца Петербурга – Петропавловской крепости. Прямо сейчас впервые за 250 лет специалисты ремонтируют её гранитные бастионы. Это и ремонт фасадов Петербургских домов, в том числе памятников. В эту программу вошли 255 зданий, из которых 32 уже полностью отремонтированы. И один из самых заметных примеров – преображение Невского проспекта, где уже отремонтировано 48 домов и ремонтируется ещё 13. И это не предел. И все эти истории олицетворяют собой то, какой Петербург мы строим. Комфортный, социальный, умный и открытый город, который сохраняет всю красоту, созданную за более чем три столетия его истории, и в то же время становится по праву мегаполисом 21 века.