Андрей Смирнов, ведущий:

Имя знаменитого поэта-сказочника XIX века Петра Павловича Ершова для современного Тобольска перестало просто быть литературным брендом. Это настоящий культурный феномен, настоящее культурное явление. Причём имя русского классика связано не только с первой столицей Сибири, то есть Тобольском, но и, конечно же, самим Санкт-Петербургом.
Он приехал в город на Неве ещё совсем юным, отучился в Императорском Петербургском университете. Именно там создал свою гениальную сказку «Конёк-Горбунок». Кстати, персонажей из этой сказки в виде скульптур можете видеть вокруг меня в сквере имени Ершова в Тобольске. В Петербурге «Конёк-Горбунок» был впервые издан в 1834 году. Но когда только зарождалась настоящая литературная слава Ершова, он решает вернуться на родные земли, то есть сюда, в Тобольск, где и прожил практически всю свою жизнь. Я взял на себя смелость составить небольшой маршрут в Тобольске по местам, где хранят память о Петре Ершове. И начнём мы с Дворца Наместника в легендарном Тобольском Кремле.
Юлия, вопрос, который напрашивается. Новая экспозиция, которая проходит в рамках юбилейного года Петра Ершова в Тобольском Кремле, в Дворце Наместник, где мы находимся, называется «Несказочный Ершов». И у всех, соответственно, вопрос-недоумение, как может быть Ершов несказочным?

Юлия Перебатова, экскурсовод Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника:

Во-первых, эта выставка, она позволяет рассмотреть вообще личность нашего удивительного поэта, писателя с нескольких сторон. Вот здесь эта экспозиция, она делится на две части. В первую очередь, это его Санкт-Петербургский период. И потом уже период, когда он проживал, собственно, в городе Тобольске. И здесь жизнь его была действительно несказочная. Очень трудна, очень много противодействия властей. Пётр Павлович Ершов уехал в Санкт-Петербург, когда ему исполнилось 16 лет. Он уехал вместе со своей семьёй, со старшим братом Николаем, которого просто безумно любил. И они вместе поступили в Императорский университет. Вообще, Пётр Павлович Ершов всю жизнь мечтал поступить на историко-филологический факультет, но подвели его плохие знания иностранного языка. И, к сожалению, или, к счастью, он поступил только лишь на философско-юридический факультет. Но он потом добился посещения лекций профессора словесности Петра Александровича Плетнёва. И вот там, вот на этом курсе в возрасте 19 лет он впервые написал сказку как зачёт на особый курс, курс народности. И таким вот образом с того самого момента от мала до велика и начали читать эту сказку.

Андрей Смирнов, ведущий:

Мы знаем легенду или это не легенда, то, что он её читал Пушкину?

Юлия Перебатова, экскурсовод Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника:

По воспоминаниям мы из писем Петра Павловича Ершова понимаем, что он некогда встречался с Александром Сергеевичем Пушкиным.

Андрей Смирнов, ведущий:

Я даже видел картину на этот счёт.

Юлия Перебатова, экскурсовод Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника:

Сегодня перед вами картина Пантелеймона Чукомина. И здесь вот встреча этих двух молодых, да, действительно, дарований. Притом, при всём здесь вот сам Пётр Александрович Плетнёв. И вот при встрече Александр Сергеевич Пушкин даже сказал, что теперь этот род сочинений я могу и оставить.

Андрей Смирнов, ведущий:

Родные места. Знаменитый автор уже приезжает. «Конёк-горбунок» прославил его.

Юлия Перебатова, экскурсовод Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника:

Перед вами уникальные работы с XIX века — это две его прекрасные книги, прежде всего, как педагога словесности. «Теория словесности» и «Учебник русской хрестоматии». Пётр Павлович Ершов даже становится директором Тобольской мужской гимназии. И там всё реформирует. Он говорит, что школа, прежде всего, должна учить человека идти в будущую жизнь. И вводит, например, знакомства с Александром Сергеевичем Пушкиным, с Жуковским, с Гоголем с тем же самым. Он всё даёт своим ученикам это читать. Вводит также курс гимнастики. Можно сказать, впервые здесь физкультура появляется. Сам лично вводит такие небольшие экскурсии на знаменитые Почувашский, например, холм, на Сузгунский холм. И вот таким вот образом знакомит с историей учеников, ершовцев, как называют их в будущем. И они пропитываются всем этим знанием. И потом, конечно, очень много благодарственных писем у Петра Павловича Ершова тоже в его архивах сохраняется.

Андрей Смирнов, ведущий:

Персонажей из произведений Петра Ершова в Тобольске можно встретить практически на любой улице. Как, например, вот эта чудо-птица. То ли павлин, то ли жар-птица. На самом деле мы не случайно оказались на Октябрьской улице, потому что здесь находится Музей печати. Не секрет то, что печатное дело и, в принципе, печать в Сибири началась именно в Тобольске. Произошло это ещё в конце XVIII века, во времена правления Екатерины II, когда предок Дмитрия Ивановича Менделеева, тоже уроженцы этих мест, открыл первую типографию. С развитием газетного дела и печатного дела в Тобольске стали публиковать и первые газеты. И как вы думаете, кто был первым цензором? Сказочник Ершов.

Елена Швецова, заведующая тобольским Музеем печати:

Пётр Павлович Ершов цензурировал газету «Тобольские губернские ведомости» до 41 номера в 1858 году. То есть практически два года был цензором первой сибирской газеты. Михаил Степанович Знаменский, здесь нам его изобразил, его друг был. Они были очень близки к издательскому делу оба, и их дружбе не мешала 18-летняя разница в возрасте. И Михаил Степанович тоже был одним из авторов, и он рисовал карикатуры для сатирического журнала «Искра» и «Маляр», которые издавали в Санкт-Петербурге. Посылал рисунки, там гравировали, и его знала вся читающая Россия по этим рисункам. И вот он изобразил нам редактора, который страдает от цензуры и растягивает сказания о погоде на шесть номеров. Потому что цензура запретила, что остаётся делать. Конечно же, и стилистический анализ статей дал такую возможность говорить, что он участвовал. То есть его уже можно позиционировать как первым журналистом сибирским. Несмотря на то, что мы рассказываем об этом, и всё равно это не настолько широко известно. Все его следующие произведения, которые он посылал, он шифровал П.Е. Ну кто такой П.Е?

Андрей Смирнов, ведущий:

А зачем, кстати, он это делал? Стеснялся?

Елена Швецова, заведующая тобольским Музеем печати:

Я думаю, да. Потому что у него не было здесь среды той самой, которая была в Петербурге, и ему было очень трудно. Если бы у него была хоть какая-то среда, если бы он остался в Петербурге, это совершенно другая была бы история. Он был не просто педагогом и чиновником от образования, он ещё и новатором был. Он женское образование поднял в краю. Первые женские школы и гимназии появились именно благодаря стараниям Ершова, в том числе. Да, вот оно, изображение Мариинской школы первой, которая у нас здесь появилась.

Андрей Смирнов, ведущий:

Она до сих пор существует?

Елена Швецова, заведующая тобольским Музеем печати:

Она существует. Здания не существует, просто здесь стоит трехэтажная легендарная наша школа № 1.

Андрей Смирнов, ведущий:

Выстраивая маршрут по местам, связанным с Петром Павловичем Ершовым в Тобольске, его финал обязательно придётся на знаменитое старинное завальное кладбище, которое появилось в 1772 году и сегодня является памятником истории регионального значения. Название некрополя не случайно. Кладбище располагалось за земляным валом, оборонительным сооружением XVII века, который защищал Тобольск с севера. Именно здесь и был захоронен знаменитый поэт-сказочник, прозаик, педагог, журналист, просветитель и просто уникальный человек своего времени — Пётр Ершов, который ушёл из жизни в августе 1869 года. На мраморном памятнике над его могилой слова: «Могила Петра Павловича Ершова, автора народной сказки «Конёк-горбунок». В 2024 году здесь были проведены масштабные ремонтно-реставрационные работы, в ходе которых вернули первоначальный вид надгробий могилы самого Ершова, а также его первой супруги Серафимы Александровны.