Юлия Чеснокова, корреспондент:

Проспект Стачек — часть старинной Петергофской дороги. По ней и сегодня экипажи везут тысячи туристов в Петергоф. Но и до столицы фонтанов есть на что посмотреть, если разгадать загадку, во что превратились прекрасные усадьбы, всегда украшавшие этот маршрут.

Да, на рубеже XVIII и XIX веков Петергофская дорога — самая красивая в Империи. Всё потому что Пётр I повелел, а Екатерина II поддержала идею раздать участки вдоль неё знати. Так усадьба в форме подковы, например, была собственностью подруги императрицы княгини Екатерины Дашковой.

Екатерина Орешина, краевед:

Название усадьбы Кирьяново. Как известно, Екатерина Дашкова поддерживала дворцовый переворот Екатерины II. Дворцовый переворот состоялся 28 июня в день святых Кира и Иоанна. И вот в честь этих святых молодая Екатерина Романовна и назвала свою новую усадьбу.

Трактир, сахарный завод, затем клуб служащих Путиловского завода — чего только не повидала в своих стенах старинная усадьба, пока 50 лет назад не превратилась в ЗАГС Кировского района. Ну а мы едем дальше, разглядывая бывшие усадьбы Петергофской дороги. Так дача родителей Екатерины Дашковой — графов Воронцовых, например, могла исчезнуть с карты города в конце XX века, но превратилась в храм и тем спаслась.

Екатерина Орешина, краевед:

Про эту дачу очень мало что известно, неизвестен архитектор, неизвестен изначальный проект, но тем не менее это здание сохранилось, это огромная редкость для этих мест. Было даже решение, что его надо снести, когда строили новые кварталы, но здание отстояли в том числе те, кто занимался историей Петергофской дороги и оно сохранилось.

Юлия Чеснокова, корреспондент:

По соседству с Воронцовыми стояла усадьба Шереметевых. Правда, в годы Великой Отечественной войны здание было уничтожено. И здесь оцените задумку советских архитекторов. Они возводят на берегу усадебного пруда школу, в чьих очертаниях мы легко угадываем силуэт старинной усадьбы.

А мы едем дальше. Проносится за окном прекрасное «Александрино» — усадьба, в которой теперь расположена художественная школа, и приезжаем к красавице Новознаменке. Это здание привлекает взгляды, ведь расположено на Литориновом уступе древнего моря.

Екатерина Орешина, краевед:

Море отошло, а вот этот вот подъём остался. И усадьбу как раз было очень удобно ставить на возвышении. Залив находится в той стороне и сверху, например, с бельведера, из башенки, было видно море — это, конечно, придавало особый романтический вид всем этим местам. Усадьба Новознаменка, она заметна, это заметное здание, но порой следы старых усадеб даже и не видны.

Как приключилось в Стрельне, где рассмотреть усадьбу Орловых не получится, она погибла в годы войны, зато сохранился парк, где можно почувствовать усадебную атмосферу Петергофской дороги.

Екатерина Орешина, краевед:

Эта усадьба создавалась уже в XIX веке, и дворец, который стоял вот там, был построен в готическом стиле. Это было модно. И вот в парке есть готический колодец, башня-руина то очень популярное сооружение в парках той эпохи. Сохранилась также готическая караулка.

И, наконец, финальная точка. Прекрасная усадьба знаменитого жителя Стрельны князя Львова, который в XIX веке запомнился созданием в этих метах пожарной дружины. А разглядеть его усадьбу, в котором сейчас расположилась местная администрации, можно лишь весной, пока её не скрыла зелень деревьев.

Юлия Чеснокова, корреспондент:

Ну вот и всё, на 22 версте Петергофской дороги неизвестные дачи с нами прощаются. Впереди всего 7 вёрст пути, и там вас ждут уже хорошо знакомые Знаменка, Михайловка, Александрия и великолепный Петергоф.