Жонглирование — одно из древнейших развлечений. Самое раннее его изображение, четырёхтысячелетней давности, найдено в гробнице египетского фараона Хнумхотепа II.
Дмитрий Аксёнчик, корреспондент:
С появлением цирка в XVIII веке жонглирование получило новую сцену. И продолжило развиваться как самостоятельное искусство: со своей теорией, рекордами и новаторскими смелыми решениями.
«Карусель российских виртуозов» — один из самых трудных номеров в цирковом мире. Артисты перекидываются булавами, стоя на вращающемся аппарате — «стрелах». Они поднимаются и ускоряются, напоминая карусель.
Николай Бакуненко, артист цирка:
Мы жонглируем и ещё смотрим параллельно не только на перекид, ещё и видим то, что делают партнёры, чтобы быть готовым, если что, как-то помочь им где-то подзатянуть булаву во время перекидки. Когда я пришёл в этот номер мне было очень страшно. Я стоял, у меня правая нога тряслась, но себя преодолев, конечно, ты стоишь, во время вращения тебя немного сносит, ты должен устоять и плюс следить за булавами.
Николай — профессиональный жонглёр. В быту это значит одно: всё, что не приколочено — потенциальный реквизит.
Николай Бакуненко, артист цирка:
Я жонглировал телефонами. Зонтики, жонглировал помело, арбузы даже кидал.
Мы же начнём с чего-нибудь менее хрупкого.
Николай Бакуненко, артист цирка:
В первую очередь нужно подготовить своё пространство. Велика вероятность того, что что-то разобьётся.
Дмитрий Аксёнчик, корреспондент:
Паша, ты услышал? Камеру держи подальше от нас. Правильно сделал, что отошёл.
Николай Бакуненко, артист цирка:
Есть несколько ошибок у людей, которые начинают учиться. Это они подбрасывают мячик и стараются поймать его наверху, нужно его ловить внизу как вы. Также вторая ошибка, когда уже берут два мяча, они кидают один мячик, перекладывают, ловят. А нужно: подбросить, подбросить, поймать. Комфортная высота для жонглирования на уровне глаз.
Дмитрий Аксёнчик, корреспондент:
Я готов к левел-апу?
Николай Бакуненко, артист цирка:
Да. В жонглировании всегда два мяча в руке. Один летает.
Дмитрий Аксёнчик, корреспондент:
То есть пока не поймал, не кидать?
Николай Бакуненко, артист цирка:
Да.
Дмитрий Аксёнчик, корреспондент:
Что ж, попробую.
Николай Бакуненко, артист цирка:
Давайте.
Один из мировых рекордов принадлежит британцу Алексу Бэррону. Он подкинул и поймал 14 предметов. Это требует не только филигранной ловкости, но и выдающейся зрительно-моторной координации. Одновременная работа рук улучшает взаимодействие полушарий мозга, ускоряет мышление и развивает память.
Денис Олисов, спортивный врач:
Жонглирование – это прекрасный пример высокоспециализированной сенсомоторной тренировки. То есть тренировки, в которой человек получает новые навыки контроля над своим телом, создаёт новые нейронные связи. И это, в свою очередь, защищает его от различных недугов. То есть, например, если в медицине у человека, не дай бог, случилась проблема, и у него повредилась какая-то часть мозга, то человек с более тренированным мозгом, с более обширной системой нейронных связей восстановится быстрее.
Сенсомоторные тренировки, в том числе и жонглирование, сегодня часто применяют в медицинской реабилитации.
Денис Олисов, спортивный врач:
Это, конечно, послеинсультные больные, это возрастные больные с нарушением координации. То есть все те люди, которые нуждаются в улучшении моторного контроля. Чем лучше вы тренируете свой мозг через сенсомоторные тренировки, к которым относится жонглирование, тем меньше у вас мозг будет стареть биологически.
По словам врачей, такие упражнения весьма полезны для пожилых людей. Регулярные сенсомоторные тренировки могут предотвратить потерю равновесия, спонтанные падения и получение травмы. Так что на первый взгляд простая забава, на деле становится проверенным тренажёром для координации и укрепления нейронных связей.