В гостях у программы «Утро в Петербурге» Ольга Русанова, психолог.

Николай Растворцев, ведущий: Когда речь идёт не о физическом здоровье, а о ментальном, всё чаще люди обращаются за психологической помощью к чат-ботам. К ним, кстати, не нужен номерок, нет очереди, можно постучаться в любое время дня и ночи, нейросеть точно не откажет, точно выслушает всё то, что у вас на душе, и помешать этой встрече может лишь отсутствие сотового сигнала или нулевой заряд батарейки.

Марианна Дьякова, ведущая: Речь идёт об искусственном интеллекте, который готов в чате исполнить роль специалиста. Но насколько грамотного и будет ли польза от такой терапии?

Николай Растворцев, ведущий: Мы знаем, что при подготовке к эфиру вы, как настоящий профессионал, решили протестировать ваших электронных коллег. Как прошел этот экзамен? Какие у вас остались впечатления от разговора с ботом-психологом? Услышал ли искусственный интеллект какие-то ваши сомнения, дал ли дельные рекомендации?

Ольга Русанова, психолог: Я протестировала своих коллег, давала им сложные запросы и могу сказать, что в целом они справились. Давали адекватные рекомендации, позитивный настрой, но есть и некоторые нюансы. Например, в одном мессенджере бот общался со мной очень простым языком, давал позитивную поддержку. Но буквально после третьего вопроса он мне предложил выбрать платный тариф, что может быть критично для пользователей в кризисной ситуации. Второй чат-бот общался со мной абсолютно бесплатно, но при этом достаточно академическим языком. Некоторые фразы перечитывала несколько раз, чтобы вникнуть в суть. Неподготовленный пользователь может растеряться.

Марианна Дьякова, ведущая: Насколько искусственный интеллект может считать истинное настроение человека?

Ольга Русанова, психолог: К сожалению, чат-боты не учитывают важные факторы, как психологи на сессиях: мимику, жесты, дыхание, темп речи, изменения настроения и «красные флаги», указывающие на нестабильное состояние клиента, требующее перенаправления к психиатру или экстренной помощи. Психолог никогда не отпустит нестабильного клиента, а для чат-бота окончание беседы означает её завершение.

Николай Растворцев, ведущий: В чем опасность общения с гаджетами? Можно ли к этому привыкнуть с негативной точки зрения?

Ольга Русанова, психолог: Привыкание к технологиям лишает человека навыка самостоятельно справляться со сложными ситуациями и потерями, ослабляя внутреннюю опору. В результате, даже отсутствие интернета или разряженный телефон вызывают сильную зависимость.

Марианна Дьякова, ведущая: Возникнет уже новая психологическая проблема?

Ольга Русанова, психолог: Да, и человек не знает, как с этим справиться.

Марианна Дьякова, ведущая: Может ли чат-бот поставить диагноз человеку?

Ольга Русанова, психолог: Диагноз от чат-бота вряд ли будет воспринят всерьез. Как психолог, считаю, что первоначальный запрос клиента часто ложен, и требуется несколько сессий, чтобы добраться до сути проблемы.

Николай Растворцев, ведущий: Если рассматривать взаимодействие психолог, чат-бот и человек, может ли в какой-то момент чат-бот на время заменить психолога?

Ольга Русанова, психолог: Я в терапии активно использую цифровые приложения, разработанные психиатрами, например, для работы с зависимостями. Они помогают отслеживать ежедневный прогресс и решать рутинные вопросы, что особенно полезно, учитывая еженедельные встречи с психологом.