В гостях у программы «Утро в Петербурге» Владимир Шуляковский, руководитель Российского ансамбля старинной музыки.
Ильдар Абитов, ведущий: Для многих любителей классической музыки главная мелодия весны – это концерт для скрипки из цикла «Времена года» Антонио Вивальди. Уже в четверг в исторических интерьерах Государственного Эрмитажа эта музыка прозвучит в исполнении ансамбля старинных инструментов Владимира Шуляковского. Расскажите подробнее о программе.
Владимир Шуляковский, руководитель Российского ансамбля старинной музыки: «Времена года» были сочинены ровно 300 лет назад, в 1725-ом году они были изданы в Амстердаме, в Голландии, хотя музыка итальянская. «Времена года» составляют первые 4 концерта цикла, который называется «Спор гармонии с изобретением», ещё в этом цикле 8 концертов. Мы играем некоторые из оставшихся 8 концертов, помимо «Времён года», которые практически никогда не звучат. У нас интересная программа, которую мы внутри нашего коллектива называем «не только времена».
Анна Смирнова, ведущая: Вы играете на старинных инструментах. Как появилась любовь к ним?
Владимир Шуляковский, руководитель Российского ансамбля старинной музыки: Трудно сказать. Спросите у любого скрипача – каждый мечтает об итальянской старинной скрипке. Мне повезло, ко мне в руки попала эта скрипка 1713-го года. Я решил поставить на неё жильные струны. То есть вернуть к состоянию, которое было. Я заказал старинный смычок, значит, поставил жильные струны.
Ильдар Абитов, ведущий: Если говорить о месте проведения концерта – это Большой итальянский просвет Государственного Эрмитажа. Вивальди будет звучать в окружении произведений искусства XVII и XVIII веков. Это добавляет особенной ответственности для вас? Какие ощущения вы испытываете?
Владимир Шуляковский, руководитель Российского ансамбля старинной музыки: Для аутентичного исторического исполнения важен контекст: акустика зала, его интерьер, особенно если музыка создавалась для акустики XVIII века. Исполнение приобретает особое звучание в окружении полотен, написанных в эстетике барокко, что создает резонанс между площадкой, акустикой, живописью и музыкой.
Анна Смирнова, ведущая: Цикл концертов Антонио Вивальди называли и продолжают называть одной из вершин инструментального искусства XVIII века. Как вы считаете, в чём главный таланты этого автора?
Владимир Шуляковский, руководитель Российского ансамбля старинной музыки: Недаром концерт называется «Спор гармонии и изобретения». Есть некий намёк, что он себе позволяет некоторые вольности и свободы. То есть он не боялся экспериментировать, используя экстремальные гармонические сочетания. «Времена года» стали золотым фондом благодаря множеству инновационных находок в каждом концерте. Вивальди смело шел вперед, открывая новое, что, вероятно, и было его девизом.