ЛЮБОВЬ РОЩУПКИНА, правнучка Дмитрия Богданова:

Город Ленинград становится умирающим городом: трамвай не ходит, автомобилей очень мало, света нет. Люди, как дикари. По улицам видно движение пешеходов, которые, как мухи плетутся из одного конца города в другой. Я езжу на завод на поезде, но это тоже тяжело.

Таким осаждённый Ленинград и жизнь в нём описывал блокадник Дмитрий Богданов в своих дневниках. Любовь Рощупкина расшифровывала почерк своего прадедушки почти полтора года. Задокументированные им воспоминания о блокаде и войне настолько её впечатлили, что на их основе совместно с музеем «Невская Застава» был создан маршрут по местам, через которые Дмитрий Иванович шёл на работу, он был инженером на заводе «Большевик».

КСЕНИЯ СОТНИКОВА, корреспондент:

Начало маршрута во дворах на Новочеркасском проспекте. Много лет назад здесь находился деревянный дом, где жил блокадник Дмитрий Богданов. Отсюда он отправлялся на работу по тому пути, который описывает в своих дневниках: через Большеохтинский мост, а дальше по левому берегу Невы.

Свои дневники Дмитрий Богданов начал вести в июне 41-го, самые тяжёлые испытания пришлись на первый блокадный год — голод, холод, бомбежки. Тогда всю свою семью он отправил в эвакуацию в Армавир, позже этот город окажется в фашистской оккупации, ждал от близких заветных писем и продолжал работать, каждый день пешком преодолевая 12 километров в одну сторону.

ЛЮБОВЬ РОЩУПКИНА, правнучка Дмитрия Богданова:

В своём дневнике он сделал запись: «Трамвай ходит не хорошо. Я за последнее время уже несколько раз ходил пешком полностью. От завода и до дома. Да и в обратном направлении тоже иногда приходится».

Пролегал путь Дмитрия Богданова и мимо Володарского моста, где однажды он стал свидетелем сцены, которая сильно его потрясла, а позже — и его правнучку, когда она прочтет воспоминания. Эту точку она тоже внесёт в свой пешеходный маршрут.

ЛЮБОВЬ РОЩУПКИНА, правнучка Дмитрия Богданова:

Неподалеку от Володарского моста он увидел такую сцену, которую описал в своем дневнике. Он увидел изнеможённого человека, который перед смертью крестился, сохраняя веру в Бога.

Но воспоминания Дмитрия Богданова о Блокаде Ленинграда стали больше, чем только маршрутом. Три года Любовь Рощупкина передала дневники прадедушки в Центральный государственный архив. Их оцифровали, и сегодня они всем доступны для чтения.

ТАТЬЯНА КУДРЯВЦЕВА, заведующая отделом Информационно-поисковых систем и автоматизированных архивных технологий Центрального государственного архива Санкт-Петербурга:

Он описывает не только конкретно себя, он описывает те события, которые в это время происходили в городе. Какое было освещение, как был убран город, потому что он ходил пешком на работу. Это мужество тех людей, на примере одного человека.

НИКОЛАЙ ПЫЛЬЦЫН, заместитель директора по научно-просветительской деятельности музея «Невская застава»:

Есть заметки о том, как непосредственно жили рабочие. На предприятиях буквально. Ведь были ночные дежурства МПВО, противовоздушная оборона. Рабочие поднимались на крыши цехов, следили за небом. И в том числе Дмитрий Иванович выполнял такую работу.

Воспоминания Дмитрия Богданова объединили в трёхтомник. На обложках книг написано: «Моя вера в жизнь победит». Это цитата из дневника Дмитрия Ивановича. После блокады его семья вернётся домой. А вести записи он продолжит до 1962 года уже о своей мирной, счастливой жизни.