В гостях у программы «Утро в Петербурге» Мария Заворина, научный сотрудник отдела античного мира Государственного Эрмитажа.
Василий Киров, ведущий: Сегодня обратимся к загадочной цивилизации этрусков, оказавшей большое влияние на развитие мировой культуры, в том числе и древнеримской.
Марианна Дьякова, ведущая: Более подробно остановимся на некоторых артефактах, например, на этрусских зеркалах, представленных в Эрмитаже. Как мы можем оценить значение этрусской культуры в контексте античного мира и последующего развития нашей цивилизации?
Мария Заворина, научный сотрудник отдела античного мира Государственного Эрмитажа: Этруски – загадочная культура на Апеннинском полуострове, происхождение и язык которой остаются неизвестными. Существование этой культуры оставило нам множество загадок, ответить на которые мы можем только рядом предположений или гипотез. У нас есть только богатая археологическая культура, по которой мы можем составить представление об этрусках. Когда мы смотрим на формы, на сюжеты, на орнаменты этрусских изделий, мы понимаем, что этрусская культура, в контексте античного мира, это некая оптическая иллюзия, которая мерцает греческими и древневосточными формами. Но это не получило дальнейшего развития. При этом этруски внесли значительный вклад в развитие Древнего Рима, передав ему знания и технологии в области канализации, строительства мостов и акведуков, развития письменности и государственного устройства.
Василий Киров, ведущий: Почему культура не получила дальнейшего развития? Как ученые, когда исследуют этрусков, понимают это?
Мария Заворина, научный сотрудник отдела античного мира Государственного Эрмитажа: Задача этрускологии – понять, как взаимодействуют элементы, составляющие этрусскую культуру.
Василий Киров, ведущий: Казалось бы, такой пласт культуры остался где-то там.
Марианна Дьякова, ведущая: Он остался, но, тем не менее, когда-то попал в фокус внимания Эрмитажа. Когда это произошло? Как начала формироваться коллекция этрусских артефактов Эрмитажа?
Мария Заворина, научный сотрудник отдела античного мира Государственного Эрмитажа: Коллекция этрусских артефактов Эрмитажа формировалась в течение почти трёх столетий, и это не был целенаправленный процесс. Просто приобретались коллекции предметов античного искусства, в составе которых были и этрусские артефакты. В частности, в XIX веке были сделаны три значительных приобретения, которые сформировали ядро этой коллекции. При Николае I были приобретены крупные коллекции римского доктора медицины Пиццати. Затем была приобретена известная на весь просвещенный Петербург коллекция графа Лаваль. В 1862 году значимое событие для коллекции Эрмитажа – это покупка коллекции маркиза Кампаны, римского антиквара, который был страстным, увлечённым археологом, он спонсировал, проводил раскопки на территории Италии. Он был открывателем ряда этрусских гробниц и этрусских древностей. Его коллекция была разделена между Эрмитажем и Лувром практически пополам.
Марианна Дьякова, ведущая: Почему зеркала – это какой-то краеугольный камень этрусского искусства? Что они дают нам понять об этрусской культуре?
Мария Заворина, научный сотрудник отдела античного мира Государственного Эрмитажа: Этрусские зеркала отличаются от аналогов из Греции, Рима и Египта гравированными рисунками на оборотной стороне с надписями на этрусском языке. Эти надписи содержат имена этрусских божеств, изображенных в греческих иконографических формах, например, Зевс или Афродита. Сопоставление изображений и надписей позволяет получить информацию о пантеоне этрусских богов, их религиозных представлениях, сюжетных предпочтениях и семантике некоторых слов.
Василий Киров, ведущий: А зачем они это делают? Зеркала они использовали для бытовых нужд?
Мария Заворина, научный сотрудник отдела античного мира Государственного Эрмитажа: Есть несколько разных точек зрения. Помимо того, что это бытовой предмет, этрусские зеркала, возможно, ещё использовались и как ритуальный предмет общения с потусторонним миром, которым они очень увлекались, будучи культурой обращенной в мир вечности. Зеркала также рассматривают как свадебный подарок.
Марианна Дьякова, ведущая: У нас на экране есть примеры. Что вы можете рассказать о них?
Василий Киров, ведущий: О чем говорит это изображение? Был ли это свадебный подарок?
Мария Заворина, научный сотрудник отдела античного мира Государственного Эрмитажа: Вряд ли это был свадебный подарок, но зеркало интересное. Зеркал такого типа, с крупным диском, его диаметр около 30 сантиметров, в мире всего около 10 штук во всех мировых собраниях, и одно находится у нас. Это зеркало классического периода итальянского искусства, и оно представляет интересный пример апроприации и новой интерпретации греческих сюжетов. Перед нами сцена из троянского эпоса. Этруски всё это знали, потому что было общение, была торговля, привозились греческие сосуды, они знали это на словах, как устное народное творчество. Но все эти сюжеты приобретали специфический этрусский оттенок. Например, здесь даже есть надписи наверху. Мы видим, что изображены Приам, Фетида, Гекуба – персонажи троянского эпоса. Но этруски вносят свою специфику, чего не было никогда у греков и римлян, они делят всю композицию диска на три уровня – нижний, центральный и верхний, что отражает представление этрусского построения мира, которое они рассматривали как систему из трех рам.
Василий Киров, ведущий: То есть это их личная интерпретация?
Мария Заворина, научный сотрудник отдела античного мира Государственного Эрмитажа: Да, они просто рассматривали троянский эпос в контексте их видения мира, что есть мир богов, подземный мир и наш мир.