В гостях у программы «Утро в Петербурге» Илья Зотов, заместитель председателя Общественного совета при Министерстве транспорта России.
Василий Киров, ведущий: Марьяна, ты оплатила парковку-то у телецентра?
Марианна Дьякова, ведущая: Сегодня я приехала на такси. Это быстро, удобно, машину не надо прогревать, парковку искать не надо. Самое главное – оплачивать ничего не надо, кроме самого такси.
Василий Киров, ведущий: Одни плюсы. Тебе повезло, раз так хорошо доехала. В общей сложности 7 из 10 опрошенных россиян прибегает к услугам такси несколько раз в полгода и чаще. С проблемами в среднем сталкивается две трети пассажиров в такси – 66%. Это и грубое поведение, и неаккуратное вождение, а иногда и нарушение правил дорожного движения.
Марианна Дьякова, ведущая: Поэтому прямо сейчас поговорим о правах пассажиров.
Василий Киров, ведущий: Например, на моей практике было очень часто, когда водитель брал заказ в такси и просто не приезжал, а потом звонил и просил меня отменить заказ. Когда я его отменял, с меня списывали деньги.
Илья Зотов, заместитель председателя Общественного совета при Министерстве транспорта России: В последние годы количество инцидентов в такси снижается благодаря ужесточению требований к водителям, включая проверку на судимость. Пассажирам рекомендуется избегать прямых конфликтов с водителями, вместо этого жаловаться в службу заказа такси и оставлять отзывы. Службы такси не заинтересованы в сотрудничестве с водителями, нарушающими правила обслуживания, например, высаживающими пассажиров посреди маршрута или списывающими деньги без оказания услуги. Возникающие сложности с ожиданием и прибытием такси также лучше решать через жалобы в службу поддержки.
Марианна Дьякова, ведущая: Возможно ли вернуть деньги в такой ситуации, если правильно действовать?
Илья Зотов, заместитель председателя Общественного совета при Министерстве транспорта России: В Санкт-Петербурге существуют как современные сервисы заказа, так и традиционные службы вызова по телефону. Взаимодействие происходит через службу заказа, которая передает заказ водителю. Важно избегать прямого решения конфликтов с водителем.
Василий Киров, ведущий: Какие права есть? На что может рассчитывать пассажир? Что ему положено законом, когда он вызывает такси и садится в машину?
Илья Зотов, заместитель председателя Общественного совета при Министерстве транспорта России: Закон о защите прав потребителей и закон о такси регулируют сферу услуг такси. К примеру, впервые в законодательстве после принятия закона появилось страхование. То есть те случаи, которые возникали, страховались по ОСАГО до 500 тысяч рублей, сейчас пассажиры застрахованы на сумму до 2 миллионов рублей, также есть дополнительная страховка от службы заказа. Это обеспечивает пассажирам финансовые гарантии при ДТП, включая незначительные инциденты.
Василий Киров, ведущий: Что значит незначительный инцидент, когда полагается выплата пассажиру?
Илья Зотов, заместитель председателя Общественного совета при Министерстве транспорта России: Выплаты предполагают, если был инцидент, который нанес ущерб как жизни, здоровью, так и имуществу в том числе. Могут возникать сложности, к примеру, что-то сломалось по результате резкого торможения, либо пассажир получил ссадину. Всё это также предусмотрено, пассажиры имеют право обратиться к службам заказа напрямую.
Марианна Дьякова, ведущая: Как действовать в моменте? Допустим, едем в такси, и возникает агрессия от водителя, или он лихачит, или просит выйти.
Илья Зотов, заместитель председателя Общественного совета при Министерстве транспорта России: Рекомендую обращаться в службы заказа такси, не выходя из машины. В случае опасных действий со стороны водителя, обращаться в полицию. Не рекомендую снимать водителя или записывать аудио, чтобы не провоцировать конфликт. Важно не нагнетать обстановку, не спорить, а попытаться мирно урегулировать ситуацию. Особенно это актуально ночью за городом, где нет связи, и необходимо взаимодействие.
Василий Киров, ведущий: Популярная тема, когда водитель отказывается ехать по бесплатной дороге, едет по платной, а потом требует деньги с пассажира за оплату платной дороги.
Илья Зотов, заместитель председателя Общественного совета при Министерстве транспорта России: Перед вызовом у пассажира есть возможность выбрать ехать по платной дороге или по бесплатной, это включается в стоимость поездки. Если произошло что-то другое, пассажир имеет право потом по итогам со службы заказа эту сумму каким-то образом вернуть. Обязательно нужно оставлять жалобы и сигнализировать. В самом приложении это фиксируется, поэтому службе заказа не составит никакого труда перепроверить эту информацию. Если она соответствует, пассажир будет прав.
Марианна Дьякова, ведущая: Какие есть права у водителя, например, если не трезвый или агрессивный пассажир?
Илья Зотов, заместитель председателя Общественного совета при Министерстве транспорта России: Пару месяцев назад в Нижнем Новгороде произошел инцидент, когда пассажир напал на водителя из-за того, что он включил не ту музыку, и стал его душить. Водитель составил соответствующее заявление на пассажира и был абсолютно прав. Пассажиры тоже должны вести себя дисциплинированно, оплачивать поездку. К сожалению, огромное количество случаев, когда меняют способы оплаты, уходят, убегают, не оплачивают поездки. Это тоже каким-то образом должно быть отрегулировано.