В гостях у программы «Утро в Петербурге» Дмитрий Жилюк, доцент кафедры финансов СПбГЭУ, кандидат экономических наук.

Николай Растворцев, ведущий: «Храните деньги в сберегательной кассе, если, конечно, они у вас есть», – советовал один известный персонаж. В XXI веке слово «касса» заменено на «карта». Сколько карт нужно человеку для финансового счастья?

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Стоит ли опасаться потенциальных ограничений и запретов на их количество в кошельке?

Николай Растворцев, ведущий: Ограничение не более 20 карт на одного человека как средство борьбы с так называемыми дроперами. На ваш взгляд, может ли лимит каким-то образом затруднить жизнь обычного честного человека, который использует карты по прямому назначению?

Дмитрий Жилюк, доцент кафедры финансов СПбГЭУ, кандидат экономических наук: Если кратко, то даже представить себе не могу, что должно произойти, чтобы нормальному человеку не хватило такого количества карт. По статистике, большинство людей имеют 1-3 карты, а только 18% имеют более 5 карт. Это данные опроса 2023-го года.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Банкам важно количество выдаваемых карт или всё-таки важна та сумма, которую клиент держит на счетах?

Дмитрий Жилюк, доцент кафедры финансов СПбГЭУ, кандидат экономических наук: Для банка количество карт важно, поскольку каждая карта – это отдельная услуга, за которую банк может взимать плату за обслуживание. Чем больше карт, тем больше возможностей для банка зарабатывать.

Николай Растворцев, ведущий: Сколько карт целесообразно иметь? Какие полезные советы можете дать телезрителям?

Дмитрий Жилюк, доцент кафедры финансов СПбГЭУ, кандидат экономических наук: Банки предлагают различные программы лояльности, поэтому людям необходимо иметь несколько карт для разных целей. Однако 20 карт уже много, больше 10 карт одному человеку сложно контролировать.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Как вы считаете, эта инициатива сильно испортит жизнь дроперам? Напомним, за эту деятельность предусмотрена уголовная ответственность.

Дмитрий Жилюк, доцент кафедры финансов СПбГЭУ, кандидат экономических наук: С этим надо бороться. Дроперы занимаются незаконными банковскими операциями, такими как обналичивание и финансирование преступных деяний. Они используют карты для прокачивания теневых денег, перекладывая ответственность на формального владельца, а фактический владелец остается в тени. Это создает проблемы для правоохранительных органов и граждан. По статистике Банка России доходит до того, что у некоторых клиентов более тысячи карт.

Николай Растворцев, ведущий: По статистике, среди дроперов много молодёжи, средний возраст от 14 до 21 года. Есть ли признаки, по которым родители могут что-то заподозрить?

Дмитрий Жилюк, доцент кафедры финансов СПбГЭУ, кандидат экономических наук: Вопрос в том, насколько доверительные отношения между ребёнком и родителями. Даже если родители контролируют детей до 18 лет, подростки могут утаить что-то, если захотят.

Николай Растворцев, ведущий: Возможно ли подключить смс-уведомления, чтобы знать о поступлениях на карту ребёнка?

Дмитрий Жилюк, доцент кафедры финансов СПбГЭУ, кандидат экономических наук: До 18 лет родители могут контролировать детей, но с 14 лет дети имеют право на свою собственную карту. Чтобы контролировать их финансовую безопасность, родители могут попросить доступ к личному кабинету ребёнка или получить дополнительное информирование, но это требует согласия ребёнка.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: С какого возраста ребёнку нужна карта?

Дмитрий Жилюк, доцент кафедры финансов СПбГЭУ, кандидат экономических наук: Жизнь уже дала ответ на этот вопрос. У нас школьники входят в школу уже по карточке, которая до какой-то степени является и банковской карточкой. Ею школьник оплачивает школьные обеды. Эта карточка – хорошая возможность обучить ребёнка безопасному обращению с деньгами и банковскими картами, а также изучить возможности банковских приложений.