В гостях у программы «Утро в Петербурге» Роман Ти, хирург Перинатального центра Санкт-Петербургского педиатрического университета.
Николай Растворцев, ведущий: Сегодня в нашей рубрике «Большие вопросы о маленьких» мы поговорим о навыках оказания первой помощи детям раннего возраста.
Николай Растворцев, ведущий: В экстренных случаях вне стен медучреждений родители сталкиваются с бедой один на один, и от их первых грамотных действий зависит общий успех. Давайте разберём самые типичные ситуации, которые могут произойти с каждым малышом. Как правильно себя вести?
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Есть ли какой-то универсальный алгоритм действий, если мы видим, что с ребенком явно что-то не то? Кроме того, что один взрослый вызывает скорую. Что делает второй родитель в этот момент?
Роман Ти, хирург Перинатального центра Санкт-Петербургского педиатрического университета: Да, есть алгоритм действий, называется сердечно-лёгочная реанимация. В первую очередь нам нужно убедиться в том, что ребенку она нужна. Для этого есть визуальные признаки, по которым мы можем понять это. То есть ребёнок посинел, например, мы видим, что он вялый, не реагирует на внешние раздражители. Далее нужно в первую очередь очистить ротовую полость ребёнка. Это можно сделать просто пальцем, можно какую-нибудь салфетку на него положить. Это могут быть рвотные массы, слюна, инородные какие-то тела, которые попали ребенку в рот, которые вызывают обструкцию дыхательных путей. После того, как вы всё это провели, мы пользуемся методикой сердечно-лёгочной реанимации, когда мы используем три органа чувств. Одна рука кладется на грудь ребёнка, лицо подносим ухом к его лицу, таким образом можем услышать дыхание. Рукой контролируем экскурсии грудной клетки, дышит ребёнок или нет. Глазами мы также контролируем руку, то есть изменяется ли положение.
Николай Растворцев, ведущий: Если есть дыхание, то успокаиваемся и ждём врачей или что-то делаем ещё?
Роман Ти, хирург Перинатального центра Санкт-Петербургского педиатрического университета: Если дыхание и сердцебиение есть, то в этот момент не нужно предпринимать никаких активных действий, потому что таким образом можем навредить ребёнку.
Николай Растворцев, ведущий: Если дыхания нет?
Роман Ти, хирург Перинатального центра Санкт-Петербургского педиатрического университета: В таком случае мы в первую очередь вызываем скорую помощь по громкой связи, есть ставим на дозвон и начинаем сердечно-лёгочную реанимацию. Для этого мы кладем ребёнка на твердую ровную поверхность – стол, пол – но ни в коем случае не на кровати. Свои руки подкладываем под спину ребёнка, большие пальцы кладём на мечевидный отросток на грудине и осуществляем достаточно интенсивные движения в переднезаднем направлении. У взрослых мы осуществляем 30:2 движений, у детей 15:2. То есть мы делаем 15 нажатий на грудную клетку.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: С какой скоростью?
Роман Ти, хирург Перинатального центра Санкт-Петербургского педиатрического университета: Скорость достаточно интенсивная, потому что частота сердцебиения у новорождённого ребёнка составляет порядка 140 ударов в минуту, в отличие от взрослого. Поэтому достаточно интенсивность, чтобы обеспечить около 100 хотя бы в минуту.
Николай Растворцев, ведущий: Насколько надо бояться или не бояться нажать, потому что кажется, что это хрупкое создание?
Роман Ти, хирург Перинатального центра Санкт-Петербургского педиатрического университета: Можно не бояться, потому что мы всё-таки ощущаем движение пальцами, а не всем телом, поэтому мы не принесём ребёнку вреда. А вот риск нажать и не обеспечить достаточную компрессию достаточно высокий. Основная ошибка при аккредитации на муляжах – это недостаточно компрессии, потому что мы всё-таки давим на сердце не напрямую, а через мягкие ткани. Поэтому можно не бояться.
Николай Растворцев, ведущий: Более простая бытовая ситуация – ребенок ел и подавился. Что делать, а что не делать?
Роман Ти, хирург Перинатального центра Санкт-Петербургского педиатрического университета: Стучать по спине неправильно, потому что, если инородное тело попало в трахеобронхиальное дерево, таким образом мы его можем провалить ещё глубже. То есть оно может закупорить бронхи и дыхательные пути. Поэтому в такой ситуации ребёнка нужно горизонтально положить. Также попробовать очистить ротоглотку. Может быть, инородный предмет застрял высоко и этого достаточно будет. Также есть методика – постуральный дренаж, то есть небольшие похлопывания по спине ребёнка.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Надо ли положить ребёнка на живот в этот момент?
Роман Ти, хирург Перинатального центра Санкт-Петербургского педиатрического университета: На живот положить будет более правильно и по спинке аккуратно постучать для того, чтобы ребенок выкашлял это инородное тело сам. Потому что какими-то активными движениями вы можете усугубить ситуацию, и будет еще хуже.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Если ребенок упал с кровати, с пеленального столика, что мы делаем? Должны ли мы вызвать скорую?
Роман Ти, хирург Перинатального центра Санкт-Петербургского педиатрического университета: Во всех случаях лучше вызвать скорую помощь, потому что вы не сможете правильно оценить, есть ли какая-то травма у ребенка. Бывают скрытые повреждения, гематомы внутричерепные, которые вы увидеть глазами не сможете.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Что мы делаем в тот момент, пока мы ждем скорую помощь?
Роман Ти, хирург Перинатального центра Санкт-Петербургского педиатрического университета: Нужно ребёнка положить и постараться не трогать, не транспортировать, потому что, если есть какая-то травма, вы можете сделать ребёнку хуже. В этот момент нужно оценивать и дыхание, и сердцебиение ребёнка.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Очень частая реакция родителей при любом крике или при любом каком-то минимальном происшествии – это кормить. Можно ли кормить ребёнка, пока ждём скорую помощь?
Роман Ти, хирург Перинатального центра Санкт-Петербургского педиатрического университета: Ни в коем случае не нужно кормить ребёнка, потому что, если потребуются какие-то манипуляции, это поставит дополнительные трудности на пути врачей. В некоторых ситуациях нужна интубация ребёнка, для этого вводятся препараты, ребёнок может срыгнуть, поэтому ни в коем случае нельзя кормить. Также ребёнка не нужно интенсивно качать и трясти, потому что также может произойти смещение каких-то структур, и ребёнку станет хуже. Хочу ещё добавить про сердечно-лёгочную реанимацию. Формула 15:2 предполагает также ещё, что ребёнок не дышит. Поэтому после того, как мы сделали 15 интенсивных нажатий, нужно приступить к дыханию. Для этого нужно поднять подбородок ребёнка, для того чтобы выпрямить дыхательные пути, чтобы больше воздуха поступало, обхватить своим ртом и нос, и рот ребёнка и интенсивно выдохнуть два раза в ребенка. При этом мы должны глазами или рукой контролировать, что грудная клетка движется, что мы правильно делаем, что дыхательные пути всё-таки не заблокированы. Такие мероприятия мы продолжаем, чередуя, до приезда скорой.