В гостях у программы «Утро в Петербурге» Наталья Бачинская, автор идеи, специалист отдела развития и культурно-выставочной деятельности Центральной Библиотечной системы Фрунзенского района и Николай Яковлев, основатель рок-группы «ГАФТ».
Ксения Бобрикова, ведущая: В Петербурге записали первый в России музыкальный трибьют-альбом на стихи главного поэта-имажиниста Анатолия Мариенгофа, которому были подвластны все жанры литературы. Сергей Есенин посвятил ему несколько своих стихотворений. Иосиф Бродский назвал автором лучшего русского романа.
Николай Растворцев, ведущий: О музыке в стихах мы поговорим с нашими гостями.
Ксения Бобрикова, ведущая: Что стало толчком для создания музыкального альбома?
Наталья Бачинская, автор идеи, специалист отдела развития и культурно-выставочной деятельности Центральной Библиотечной системы Фрунзенского района: Вообще мы с 2020-го года занимаемся творчеством Анатолия Борисовича Мариенгофа, сделали несколько выставок, обратили внимание, что выставки пользуются большой популярностью, но у профессионалов. К нам приходят филологи, лингвисты, к нам приходил Захар Прилепин, родственники Мариенгофа, а до широких кругов людей такой формат особо не доходит и не привлекает. Но нам было очень обидно, потому что мы плотно работали с творчеством Мариенгофа. Мы с ним так хорошо ознакомились, нам хотелось поделиться со всеми и достучаться через музыку. Мы решили, что такой формат будет максимально оптимальным.
Николай Растворцев, ведущий: Как произошло ваше знакомство с творчеством Мариенгофа?
Николай Яковлев, основатель рок-группы «ГАФТ»: Мои любимые песни – это грустные песни, они мне всегда помогают и поддерживают. Когда Наталья прислала список стихотворений, которые они отобрали, там был один стих, который Мариенгоф написал в тот день, когда Есенина не стало. Нет друга всей его жизни, уже ничего ему не сказать. Это стихотворение мгновенно попадает в меня, в мои личные истории про папу, про друзей музыкантов, которых уже нет, и это просто сразу же твоё. Уже нет сложности сделать это своим, потому что это сразу родное.
Ксения Бобрикова, ведущая: В запись альбома взяты стихи, охватывающие временной период с 1917-го по 1939-й год – 22 года. По какому принципу отбирались поэтические произведения? Авторы сами выбирали, что нравилось им?
Наталья Бачинская, автор идеи, специалист отдела развития и культурно-выставочной деятельности Центральной Библиотечной системы Фрунзенского района: Я прочитала всё, что было написано Мариенгофом когда-либо. Понятное дело, что была какая-то идея того, что мы хотели бы сказать. С 1917-го по 1939-й год – сложное время не только для России, для мира в целом. Какие-то политические движения литосферных плит, где ты должен сориентироваться, как на этом жить, как жить в странах друг с другом. Мне показалось, что такая тема должна отозваться сейчас, и может даже как-то помочь людям сориентироваться в том пространстве, в котором мы живём. Я составила некий список, из которого можно было бы выбрать, и предоставила музыкантам, чтобы они могли сориентироваться. Но они могли добавить что-то своё, Женя Любич добавила свои стихи, «Последние танки в Париже» тоже предложили стихи, но они гармонично вписались в нашу идею.
Николай Растворцев, ведущий: Вы как-то музыкально их оценивали? Могли внести свои изменения в ноты, в тональность, в ритмы?
Наталья Бачинская, автор идеи, специалист отдела развития и культурно-выставочной деятельности Центральной Библиотечной системы Фрунзенского района: Мы в этом плане придерживались такой тактики, что каждый профессионал в своём. Музыкантам виднее, и они в этом лучше разбираются. Мы попытались литературный материал отобрать.
Ксения Бобрикова, ведущая: Известно, что Мариенгоф – флагман клипового мышления, короткой, ёмкой передачи информации. Иосиф Бродский считал, что Мариенгоф первый применил киноглаз в русской литературе. Согласны ли вы с этим?
Наталья Бачинская, автор идеи, специалист отдела развития и культурно-выставочной деятельности Центральной Библиотечной системы Фрунзенского района: Мне кажется, что история с киноглазом больше работает с прозой Мариенгофа. Мы, когда смотрим на мир, видим достаточно широко, все мелкие детали, которые мы видим, как будто немножко мешают. А у Мариенгофа направленность творчества такая, когда он показывает только то, что ты должен увидеть. Вот это и есть приём киноглаза, этот образ во главе его творчества, и в нём ещё есть литературоведческие тонкости. Это основа его поэзии, поэзии Есенина, Шершеневича – поэтов-имажинистов. Мне казалось, что это максимально актуально, потому что сейчас клиповое мышление у всего мира. Постановка, работа с менеджментом, с рекламой, где главное – это краткий образ – всё пошло от имажинистов, прочувствовано, заложено ими. Мне показалось, что такая поэзия должна найти отклик.