В гостях у программы «Утро в Петербурге» Никита Куссе-Тюз, начальник отряда экспедиции ICCE, младший научный сотрудник отдела Океанологии ААНИИ и Иван Алексеев, младший научный сотрудник лаборатории им. О.Ю. Шмидта ААНИИ.
Николай Растворцев, ведущий: За 69 дней пройти 13 тысяч морских миль, обогнуть Антарктиду, провести десятки комплексных научных работ для актуализации данных о состоянии природы Южного континента. Такой выдалась международная российско-бразильская научная кругосветная экспедиция, о которой всё самое интересное нам расскажут гости. Расскажите, как строилась работа? Всё делалось одной командой или несколькими?
Никита Куссе-Тюз, начальник отряда экспедиции ICCE, младший научный сотрудник отдела Океанологии ААНИИ: Во многих научных экспедициях обычно очень много своих задач, и каждый работает по своей задаче. Но при этом что-то и вместе делается, поскольку некоторые области исследования всем интересны. То есть очень по-разному бывает. Но в конце концов, результат общий какой-то получается.
Николай Растворцев, ведущий: Бывают ли разные взгляды на одну и ту же вещь?
Ксения Бобрикова, ведущая: Российские коллеги, какие они?
Иван Алексеев, младший научный сотрудник лаборатории им. О.Ю. Шмидта ААНИИ: Научный спор – это всегда хорошо, потому что в споре раздается истина. Нужно сказать, что Никита – океанолог, то есть он исследует морские экосистемы, а я исследую наземные экосистемы. Мы не конкурируем, находимся на одном судне, живём в одной каюте, по работе практически не пересекаемся. Никита работал в океанологической лаборатории, моя работа заключалась в том, что нам вместе с бразильскими, индийскими, китайскими коллегами нужно было высаживаться на сушу. То есть ребята работали с корабля, мы летели на вертолете полчаса-час на сушу и там проводили от 6 до 8 часов, сколько позволяло время. Были различные экспедиции в сжатые сроки, но времени хватило, и удалось собрать большой объем данных
Ксения Бобрикова, ведущая: Есть какие-то изученные данные или всё только предстоит изучить?
Никита Куссе-Тюз, начальник отряда экспедиции ICCE, младший научный сотрудник отдела Океанологии ААНИИ: Ещё ждет анализа. Очень много данных было получено в совершенно разных сферах, но эти данные ещё требуют какой-то обработки. То есть какие-то предварительные результаты мы уже имеем, но большая часть данных ещё впереди.
Николай Растворцев, ведущий: Что даёт информация после исследования? Кем и как она используется?
Иван Алексеев, младший научный сотрудник лаборатории им. О.Ю. Шмидта ААНИИ: В данный момент океанологическая информация в основном собирается с борта судна. Мои пробы, пробы моих коллег геоморфологов, почвоведов из Бразилии сейчас находятся на научно-экспедиционном судне и где-то в июле месяце прибудут в Санкт-Петербург. После этого мы начнём их лабораторную обработку.
Николай Растворцев, ведущий: То есть данные изучаем мы, несмотря на то что их собирали и чилийцы, и бразильцы?
Иван Алексеев, младший научный сотрудник лаборатории им. О.Ю. Шмидта ААНИИ: С бразильцами сложилось самое тесное сотрудничество. Сейчас мы готовим соглашение между нашими институтами о сотрудничестве. Надеюсь, в дальнейшем из этого что-то выльется, по крайней мере, написание научных статей и совместная обработка проб. То есть, часть проб поедет в Бразилию, часть приедет в Санкт-Петербург. В рамках нашей научной группы, которая была поддержана Российским научным фондом, мы будем обрабатывать эти данные и дальше уже созваниваться, кооперироваться с бразильцами.
Ксения Бобрикова, ведущая: Насколько выводы по природной ситуации Антарктиды влияют на другие материки? Как региональные данные могут менять глобальную картину?
Никита Куссе-Тюз, начальник отряда экспедиции ICCE, младший научный сотрудник отдела Океанологии ААНИИ: Вообще, на нашей планете очень много всего взаимосвязано и в контексте климата тоже. Полярные регионы гораздо более остро реагируют на изменения климата, и они являются маркерами того, что изменения происходят. Например, Арктика чуть более ярко ощущает изменения климата, в том числе и потепление. Антарктида тоже очень многое значит. В контексте океанологии, например, там формируются водные массы, как они распространяются по всей планете, и как сильно это влияет на все остальные океаны. В том числе есть такое расхожее название «ледник судного дня» или ледник Туэйтса, который является показателем, что происходит с Антарктидой и что с ней может произойти. Вот этот ледник на острие внимания.
Ксения Бобрикова, ведущая: Потому что что-нибудь от него отлетит, и уже все говорят, что началось таяние. Все боятся.
Никита Куссе-Тюз, начальник отряда экспедиции ICCE, младший научный сотрудник отдела Океанологии ААНИИ: Да, но это всего лишь маленький частный случай. На самом деле, все самые важные процессы не видны человеческому глазу. Нам, к сожалению, не удалось около этого ледника поработать.
Николай Растворцев, ведущий: Что вас сегодня, как ученых, беспокоит с точки зрения почвы, с точки зрения воды? Какие у вас основные мотивы и основные направления? Что вас волнует?
Иван Алексеев, младший научный сотрудник лаборатории им. О.Ю. Шмидта ААНИИ: Наверное, всё научное сообщество сейчас волнует глобальное изменение климата – таяние ледников и мерзлота. То, чем мы занимаемся в рамках наших компетенций, касается загрязнения окружающей среды. То есть, несмотря на то что шестой континент кажется вроде бы кристально чистым и как будто антропогенного воздействия там нет, но интенсификация туристической деятельности, строительство новых станций, логистические операции внутри континента играют свою роль и загрязняют природную среду – как наземные экосистемы, так и морские, и водные.
Никита Куссе-Тюз, начальник отряда экспедиции ICCE, младший научный сотрудник отдела Океанологии ААНИИ: Дополню, с точки зрения морских наук, океанологи изучают водные массы, течения, как они изменяются, как и куда они текут, как интенсивно. В том числе, в нашей экспедиции было довольно много морских биологов, которые изучали фитопланктон и зоопланктон. Вокруг всей Антарктиды они в том числе собирали данные о том, где, как, кто сейчас живет, в каких количествах. Потом вся эта картина вместе даст понимание, как и что меняется относительно того, что было раньше.