Андрей Смирнов, ведущий:
В декабре прошлого 2024 года Петербургский государственный университет путей сообщения императора Александра I отмечал своё большой исторический юбилей — 215 лет с момента своего основания. Так получилось, что в 2025 году ещё одна мемориальная дата, связанная с императором Александром I. Он ушёл из жизни ровно 200 лет тому назад. Вообще, когда мы говорим об истории развития путей сообщения и появления специального корпуса инженеров путей сообщения Российской Империи, то здесь невозможно не вспомнить потрясающий комплекс архитектурных зданий, который существует на современном Московском проспекте Петербурга. Мы находимся в одном из старейших корпусов — в Главном корпусе, который появился на карте нашего города в 20-е годы XIX столетия. А вот это помещение уникально ещё и тем, что когда-то здесь размещалась домовая церковь, освящённая во имя святого Благоверного князя Александра Невского. Домовая церковь святого Благоверного князя Александра Невского перестала существовать сразу после революции большевиков в 1917 году, а уже в 30-е годы XX столетия в том помещении появилось одно из подразделений легендарной научно-технической библиотеки университета путей сообщения. Вообще стоит заметить, что на современном этапе вуз хранит память о своих отцах-основателях: императоре Александре I и первом директоре, если так можно выразиться, университета, а тогда института-корпуса инженеров путей сообщения, гениального инженера Петербурга Августина Бетанкура. Мы поставили перед собой сегодня задачу вспомнить историю вуза и историю знаменитой научно-технической библиотеки, которая также в прошлом году отметила свой большой исторический юбилей — 215 лет с момента своего основания.
Мария Ткаченко, заведующая отделом редких книг и рукописей НТБ ПГУПС императора Александра I, кандидат исторических наук:
Это рукописный альбом 1765 года — описание Ладожского канала, Шлиссельбургских шлюзов, сделанное самим Бурхардом Христофором фон Минихом, создателем этого канала. Это очень важная фигура для истории нашего города. Некоторое время он был собственно правителем Петербурга. Рукописные материалы в нашей библиотеке сейчас востребованы особенно по вопросам реставраций. И хороший пример, вот этот альбом, посвящённый зданию Биржи. Это акварели Франсуа Тома де Томона, который был одним из первых преподавателей в нашем институте.
Андрей Смирнов, ведущий:
Да вы что?
Мария Ткаченко, заведующая отделом редких книг и рукописей НТБ ПГУПС императора Александра I, кандидат исторических наук:
Он преподавал здесь архитектуру с 1811 года, но, к сожалению, всего в течение двух лет, так как он погиб, сорвавшись со строительных лесов. И вот главное его архитектурное творение — это именно здание Биржи и оформление стрелки. Вот это собственно проект, то есть это не напечатано, это акварель, сделанная самим Тома де Томоном. У нас оказался крайне ценный материал для реставраторов, потому что на некоторых из них показано как устроено основание Биржи.
Андрей Смирнов, ведущий:
То есть сваи и то, что под землёй.
Мария Ткаченко, заведующая отделом редких книг и рукописей НТБ ПГУПС императора Александра I, кандидат исторических наук:
Сваи, на которых стоит, и, как оказалось, у нас были единственные чертежи, на которых изображена именно эта часть.
А вот это любопытный лист, посвящённый сфинксам, которые находятся перед Академией художеств.
Андрей Смирнов, ведущий:
Тоже недавно была реставрация.
Мария Ткаченко, заведующая отделом редких книг и рукописей НТБ ПГУПС императора Александра I, кандидат исторических наук:
Изначально по по проекту Константина Тона предполагалось украсить эту пристань парой коней Клодта — таких же как на Аничковом мосту. Но это оказался гораздо более дорогой проект.
Андрей Смирнов, ведущий:
Чем купить сфинксов и привезти сюда.
Мария Ткаченко, заведующая отделом редких книг и рукописей НТБ ПГУПС императора Александра I, кандидат исторических наук:
Чем уже на тот момент купленные египетские сфинксы XIV века до нашей эры.
Андрей Смирнов, ведущий:
И дата как раз стоит 14 декабря 1831 года.
Мария Ткаченко, заведующая отделом редких книг и рукописей НТБ ПГУПС императора Александра I, кандидат исторических наук:
Оформление несколько переработали.
Первым постоянным мостом через Неву стал Благовещенский мост, который проектировал выпускник нашего института Станислав Валерьянович Кербедз. У нас есть такое собрание из 9 таких томов, в которых представлены чертежи этого моста. Это опять же оригинальные акварели.
Атлас различных механизмов, который был составлен профессором Ястржембским специально для преподавания в институте в 1846 году. К нему имеется и сопроводительный текст рукописный, но почему-то не был опубликован, и остался только в виде этой рукописи.
Андрей Смирнов, ведущий:
Это современные чертежи прям. Как будто на компьютере.
Мария Ткаченко, заведующая отделом редких книг и рукописей НТБ ПГУПС императора Александра I, кандидат исторических наук:
Это не современные чертежи, в том-то и дело. Всё делалось пёрышками. И с какой точностью, с какой тонкостью линий, и насколько эти чертежи красивые. Просто произведение искусства. Ну и, конечно, сохранность их тоже впечатляет, учитывая сколько им лет. Самое эффектное здесь — это, конечно, чертёж паровоза. Такого типа паровозы, это паровоз Стефенсона, не самый первый, не «Ракета», но такого типа паровозы, видимо, использовались на Царскосельской дороге — первой в стране. На тот момент она уже существовала, а Николаевской дороги ещё не было.
Андрей Смирнов, ведущий:
Это были покупные паровозы, правильно? В России их ещё не делали.
Мария Ткаченко, заведующая отделом редких книг и рукописей НТБ ПГУПС императора Александра I, кандидат исторических наук:
В то время ещё не делали. Здесь зато какое внимание уделяется всему этому. Это сделано для студентов, для обучения, и здесь всё показано подробнейшим образом, что у паровоза внутри, чтобы учащиеся всё знали. И могли сами его построить. Понимали как это всё действует.