Страсть к чтению у Пушкина была в генах, начиная с его прадеда Ганнибала. «Мои добрые старые друзья», – так называл Александр Сергеевич свои книги, без которых не мог прожить ни дня. И даже отправляясь в дальний путь, сундуки набивал не всякой утварью, как все, а томами.

Галина Седова, заведующая Мемориальным музеем-квартирой А. С. Пушкина, доктор филологических наук:

Он любил книгу. Он писал как-то жене: «Книги мои», — которые он взял с собой в дорогу — «перебились и перетёрлись в дороге, так что не советую Машке пищать. Прибью». В таком раздражённо состоянии, потому что книга – дорогой для него предмет.

Дорогой и в переносном смысле, и в буквальном. Но разве безденежье, и растущие долги могли остановить Пушкина, для которого книга была не только другом, но и инструментом? На полках его библиотеки беллетристика соседствовала с литературой нон-фикшн, от богословия до поваренных книг, и от языкознания до руководств к играм. Не удивительно, что поэт сравнивал себя со стекольщиком, которого ремесло заставляет покупать алмазы.

Галина Седова, заведующая Мемориальным музеем-квартирой А. С. Пушкина, доктор филологических наук:

В пушкинское время книги, как правило, выпускали в двух переплётах: в бумажной обложке и в дорогом переплёте. У них была разная цена. Так вот Пушкин не покупал книги в дорогих переплётах. В кабинете на Мойке, 12, это дублетные издания. Книги тех же издателей, тех же тиражей, из которых подлинные книги, хранящиеся в Пушкинском доме. Подлинная библиотека по цвету розовенькая, голубенькая, серенькая. А у нас это такие тёмные тома в тяжёлых переплётах.

Книга для Пушкина была не только другом и инструментом, но и музой. Так, из сочинения Шекспира «Лукреция» родилась поэма «Граф Нулин», а «Маленькие трагедии» были вдохновлены драматическими сценами Барри Корнуолла. С его пьесами связано и последнее распоряжение Пушкина перед роковой дуэлью. Он просил писательницу Александру Ишимову перевести их для очередного выпуска журнала «Современник».