В гостях у программы «Утро в Петербурге» Екатерина Тур, психосоматолог.
Ксения Бобрикова, ведущая: Если ваш ребёнок после новогодних праздников вялый, безынициативный, любимое хобби стало в тягость, настроение как качели, то у него синдром третьей четверти. За окном то снег, то дождь, световой день ещё короткий, плюс со второго полугодия обычно усложняется программа, так как начинается усиленная подготовка к итоговым работам и экзаменам.
Николай Растворцев, ведущий: Как помочь детям в этот непростой период? В каких случаях лучше обратиться к специалисту?
Ксения Бобрикова, ведущая: Есть ли какая-то статистика, сколько детей страдает от этого синдрома?
Екатерина Тур, психосоматолог: Синдром третьей четверти – это не просто психологический вымысел, это нейробиологический симптомокомплекс, который показывает нам, как от эмоционального состояния формируются последующие соматические симптомы. Мы можем с вами эту последовательность наблюдать, и важно на первых этапах её ловить, чтобы ребенку помочь. По усредненной статистике, каждый третий школьник сталкивается с этим синдромом. Усталость, нарушение сна, нарушение концентрации внимания, нарушение запоминания, снижение мотивации, раздражительность, импульсивность, а порой просто истощение.
Ксения Бобрикова, ведущая: Синдром третьей четверти свойственен больше эмоциональным детям?
Екатерина Тур, психосоматолог: Склонны дети, на которых возлагаются огромные нагрузки. Когда давит груз того, что нужно получать только хорошие отметки, а у ребёнка масса кружков, дополнительных занятий, он устает, мало двигается, часто использует гаджеты перед сном. Конечно же, зимний период, январские праздники и подготовка, психоэмоциональное ожидание того, что это самая большая четверть, и то, что впереди ещё экзамены, до лета очень долго. Всё это превращается в тревожность, истощение, выгорание не только у детей, но и родителей.
Николай Растворцев, ведущий: У каждого третьего ребёнка может быть обнаружен такой синдром. Что делают те двое, у которых не обнаружен синдром?
Екатерина Тур, психосоматолог: Во-первых, они отдыхают после школы, у них скорее всего нет дополнительных кружков, возможно, бездельничают. Такая деятельность идёт во благо, когда ребёнок имеет право ничего не делать. Главное, чтобы он в это время двигался, был физически подвижным, гулял на свежем воздухе.
Николай Растворцев, ведущий: А спортивные секции?
Екатерина Тур, психосоматолог: Есть важный критерий, чтобы ребенку это нравилось. Потому что, когда это как спорт, то это уже не про отдых. Лучше перебрать множество кружков, для того чтобы поддерживать у ребёнка интерес, и это будет вклад в его будущее, в программирование. Он сам дальше сможет иметь лёгкую мотивацию, спонтанное образование идей и вдохновение к обучению. Ему важно перебрать разные кружки, потому что третья четверть – это как вулкан, который взрывается, когда «ты должен», «тебе нужно».
Ксения Бобрикова, ведущая: Как себя вести родителям, если ребёнок с утра не хочет идти в школу?
Екатерина Тур, психосоматолог: Вообще, наши дети очень умные, по-своему мудрые и замечательные. С ними можно и нужно договариваться, а не продавливать. Разговор – основа воспитания. На практике великолепно работает такая договоренность: ты можешь один раз в месяц выбрать любой день, когда ты можешь прогулять. Например, лучше всего выбирать четверг, потому что это день наибольшей нагрузки. Даже есть исследования, которые доказывают, что снижается частота простуд, уровень тревоги, повышается уровень мотивации и даже растет успеваемость в школе.
Ксения Бобрикова, ведущая: Если ребенок говорит, что больше не хочет заниматься тем, что раньше любил. Соглашаться?
Екатерина Тур, психосоматолог: Соглашаться. Потому что, если продолжить его заставлять, дальше будет отторжение, ненависть, будет ещё больше снижаться мотивация, и он просто не будет туда ходить. Мы должны предоставлять свободу выбора и поддерживать интерес. Вообще интерес – базовая позитивная эмоция, которая нам всем очень важна, но, к сожалению, в детстве очень часто её просто обрубают на корню, и дальше человек живет по инерции. Вот инертные люди выгорают, они склонны к депрессии, тревожности и психосоматозам.
Николай Растворцев, ведущий: Что если мы усугубим лень?
Екатерина Тур, психосоматолог: Это страх всех родителей. Здесь включается позитивный пример родителей. Когда мы проводим время с ребёнком, вылезаем из телефонов, которые абсолютно бесполезны и только повышают нашу тревожность, начинаем с ними гулять, разговаривать, играть в обычные игры. Это же прекрасное времяпрепровождение, когда мы выстраиваем личные границы. То есть в нашей семье есть правила, и мы будем их соблюдать. Я соблюдаю правила — ты соблюдаешь правила. Когда он будет подростком, это будет только во благо, потому что правила как раз-таки помогут ему уважать и ценить устой семьи.