В гостях у программы «Утро в Петербурге» Константин Петров, научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа.

Николай Растворцев, ведущий: Наступил Новый год по восточному календарю. В музеях, театрах и библиотеках подготовлена большая программа празднования. У нас есть возможность погрузиться в культуру и искусство Китая.

Ксения Бобрикова, ведущая: Новая экспозиция разделена на 4 зала. Первый зал, в который попадает посетитель, посвящен древности. Что это за древности? Как они вообще смогли сохраниться до наших дней?

Константин Петров, научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа: Древности, которую мы выставляем в первом зале – очень разные предметы, начиная прямо с глубокой древности – с 5-3 тысячелетий до нашей эры, с неолитической керамики. В это время развивались прекрасные предметы из бронзы, предметы литейного мастерства, жертвенные ритуальные сосуды, колокола в первую очередь, огромный барабан и предметы керамики. Уже более поздние – предметы ювелирного мастерства, ткани, лаки. В общем, огромное количество самых разных экспонатов из разных материалов.

Николай Растворцев, ведущий: Благодаря выставке можно ли сделать однозначный вывод, как менялась китайская культура, технология? Это были рывки или это было постепенное обновление?

Константин Петров, научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа: Конечно, постепенное развитие. Китайская культура отличается своей непрерывностью. Помимо того, что она очень древняя, она ещё и развивалась поступательно. Поступательное развитие можно проследить по нашей экспозиции: и то, как менялись формы, и то, как менялась символика, как появлялись новые образы, заимствовались образы из культуры других народов, менялись технологии, как они совершенствовались, как появлялись новые материалы, и как китайцы учились с этими материалами играть и обыгрывать их в своих произведениях.

Николай Растворцев, ведущий: Константин, скажите, если мы говорим об артефактах, о находках именно китайского происхождения, неважно какого периода, это скорее про какую-то тайну, загадку или наоборот, может быть китайцы в чем-то упрощали нам разгадки тех вещей, которые или наоборот старались запутать. Потому что мы и в кадре, и за кадром поговорили о том, что, действительно, не всегда тот или иной предмет может нам подсказать, для чего он.

Константин Петров, научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа: Есть предметы и другие назначения, которых мы не всегда понимаем, не всегда понятен декор, происхождение декора предмета, образы некоторых существ, которые на этих предметах изображены. Но есть и предметы, которые, в общем, явно говорят сами за себя, например, письменные памятники, которые у нас в коллекции есть, и которые мы на экспозиции выставляем, такие как «Гадательные кости».

Ксения Бобрикова, ведущая: Экспозиции украшают гадательные кости, которые были обнаружены в начале XX века. Сегодня ученым известно, кто владел этими предметами?

Константин Петров, научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа: Да, этот материал изучен очень хорошо, это замечательный эпиграфический памятник по истории Китая. Тексты создавались в последние века 2-го тысячелетия до нашей эры специальными гадателями, которые обращались к духам предков китайского правителя государства Шан. Они обращались к ним с общими вопросами: «Будет ли урожай?», «Следует ли правителю поехать в объект своих владений?» и так далее. Самые разные вопросы по всем аспектам жизни. Из этих текстов мы знаем огромное количество информации о том, чем жило вообще государство Шан.

Николай Растворцев, ведущий: А также есть необычный сосуд, который можно было использовать как зеркало. Насколько это правдиво? Или это просто предположение, что есть такой сосуд?

Ксения Бобрикова, ведущая: Или это многофункциональный предмет?

Константин Петров, научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа: На самом деле подобные предметы создавались в первую очередь в ритуальных целях. Огромные бронзовые сосуды, которые правители китайских княжеств отливали для себя, для своих подданных. Это действительно очень интересный предмет, потому что, с одной стороны, у него и разнообразный функционал, возможно, был, а с другой стороны, он ещё многим интересен. Во-первых, на нём есть надпись, которая рассказывает о том, что он создан последним правителем древнекитайского княжества У, а еще у этого предмета есть братья-близнецы, которые находятся в Китае. Таких тазов было сделано несколько, 5 штук на сегодняшний день известны, они находятся в разных китайских музеях.

Николай Растворцев, ведущий: Они дополнят друг друга или это просто копии?

Константин Петров, научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа: Это была скорее серия таких ритуальных предметов. Сложно сказать, использовались ли они по назначению или просто составляли предмет гордости правителя.

Ксения Бобрикова, ведущая: По надписям на костях можно сделать интересный вывод по поводу китайской письменности?

Константин Петров, научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа: Даже не просто сделать вывод, а посмотреть вживую на то, как она выглядела. Потому что из того, что у нас есть по истории китайской письменности, это самые древние её образцы, которые сохранились. На самом деле это не самый древний этап китайской письменности, был еще более древний, к XII-XI векам до нашей эры она уже достаточно развита. У нас есть разные виды иероглифов.

Николай Растворцев, ведущий: На какие ещё экспонаты вы бы точечно указали, чтобы как-то приблизить к себе культуру Китая?

Константин Петров, научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа: Я бы обратил внимание не на какой-то конкретный экспонат, а на группы предметов. В первом зале – шедевры бронзолитейного китайского производства. У нас есть ещё несколько сосудов с древними надписями, они тоже замечательно исполнены и выступают ценными источниками. Это самый ранний фарфор юаньского времени, монгольского периода. Замечательные вещи в третьем зале с начала нашей экспозиции: и бронза, созданная в эпоху Мин, уже обыгрывающая интересные древние формы, и фантастические предметы из резного лака с инкрустацией перламутра. Обратите внимание в первую очередь на материалы и на то, как они эволюционировали с течением времени.