— Вот сейчас я сижу за столом, за которым много-много лет работал папа, за ним же работал дед.

В квартире-мастерской династии Чарушиных сегодня, как и в середине XX века, кипит работа. Вот уже 4 поколения этой петербургской семьи остаются верными делу знаменитого прадеда – советского художника Евгения Чарушина – пишут и иллюстрируют книги для детей.

НАТАЛЬЯ ЧАРУШИНА-КАПУСТИНА, художник-иллюстратор, хранитель архива династии Чарушиных:

У нас в семье у всех художников — один творческий подход и творческие принципы. Изобразительные моменты — у каждого свои. Если, скажем, Евгений Иванович — он был художником, который великолепно изображал мохнатых ребят — медвежат, волчат, лисят, щенков.

Все Чарушины – анималисты. В центре их внимания — всегда животные. Пушистые и трогательные, как у Евгения Чарушина. В своей естественной среде обитания, как в работах его сына Никиты. Детально проработанные, как у внучки Натальи Никитичны Чарушиной-Капустиной, филигранностью которых восхищались даже японцы.

ЕВГЕНИЯ ЧАРУШИНА-КАПУСТИНА, художник-иллюстратор:

Каждая иллюстрация проверялась, если там птица нарисована, проверялась орнитологами, если животные – зоологами. То есть это был тот удивительный исключительный случай книжной культуры японской, когда подход был такой, что ребёнок должен получать максимально достоверную информацию из книги, потому что переучивать его потом очень дорого. И вот мамины иллюстрации как раз читатели отличают в первую очередь.

За такой насмотренностью вот уже больше ста лет Чарушины отправляются на природу. На лесных тропинках, как и на страницах книг, компанию им всегда составляет чёрно-белый спаниель, которого в память о самой первой собаке зовут по-прежнему Томкой. Верность животным в этой семье сохраняли даже в самое трудные военные годы.

НАТАЛЬЯ ЧАРУШИНА-КАПУСТИНА, художник-иллюстратор, хранитель архива династии Чарушиных:

Некоторое время Евгений Иванович рисовал карикатуры, но потом ему сказали, что даже при изображении вот такого волка фашистского, этого волка становится жалко. Даже изображая вот такого вот безобразного персонажа, он не мог изобразить его врагом.

После эвакуации из Ленинграда в родную Вятку художник не только распишет больше 2,000 квадратных метров стен в детских садах, начнёт всерьёз заниматься скульптурой, но и проведёт огромное количество мастер-классов. Богатым семейным архивом и секретами мастерства продолжатели династии и сегодня охотно делятся с новыми поколениями юных читателей. География их творческих поездок по стране — от Калининград до Красноярска. А душа — всегда в Петербурге. Именно о нём новая книга младшего представителя династии Евгении Чарушиной-Капустиной. Без озорного пса Томки, конечно же, не обошлось.