На связи с программой «Утро в Петербурге» Сергей Куликов, руководитель клуба подводного плавания «Диво», координатор научно-исследовательского проекта 1XPEDITION

Николай Растворцев, ведущий: Мы сегодня много говорим не только о том, как сохраняется память, но и о тех исследованиях, которые дополняют историю каждого из 900 блокадных дней. О беспримерном подвиге в истории человечества помнят и глубины Ладоги, где ежегодно находят новые артефакты Великой Отечественной войны. Мы знаем, что в первую блокадную зиму Дорогу жизни обслуживало порядка 4 тысяч автомашин, и, к сожалению, каждая четвёртая не вернулась из рейса. В рамках вашей последней экспедиции вам удалось обнаружить сразу две полуторки. Расскажите, в каком они состоянии. Можно ли определить, в какую сторону двигались, с каким грузом? Что удалось поднять? Что планируете поднять со дна Ладоги?

Сергей Куликов, руководитель клуба подводного плавания «Диво», координатор научно-исследовательского проекта 1XPEDITION: То, что мы обнаружили на дне Ладоги – это то, что осталось от полуторок: шасси, рама, коробка передач, двигатель, металлические части. К сожалению, все деревянные элементы конструкции не сохранены. Но одна из них находится в очень хорошем состоянии, и возможно произвести реконструкцию. Тяжело определить, в какую сторону они ехали, потому что трасса постоянно подвергалась бомбежкам, и не совсем ясно в момент взрыва в какую сторону они ехали. Насчёт подъёма пока говорить рано, мы считаем, что это на данный момент подводный музей, и мы продолжим обследовать рядом находящуюся площадь около этих полуторок. Они ещё не для одного фильма станут документальным материалом.

Ксения Бобрикова, ведущая: Что сложнее – найти объект на дне или раскопать историю его подвига?

Сергей Куликов, руководитель клуба подводного плавания «Диво», координатор научно-исследовательского проекта 1XPEDITION: Когда работаешь с командой увлеченных людей, у которых глаза горят, и которые хотят историческую правду сохранить, и то и другое очень легко. И, находясь на том месте, в центре Ладоги, когда не видишь берегов, в голове прокручиваешь кинохронику тех дней и тех событий. По сравнению с тем, что было, и поиски на дне, и поиски в архивах – всё это намного проще. Сплоченная команда делает работу намного легче и продуктивнее.

Николай Растворцев, ведущий: Сколько ещё артефактов могут находиться на дне Ладоги?

Сергей Куликов, руководитель клуба подводного плавания «Диво», координатор научно-исследовательского проекта 1XPEDITION: По разным сведениям, утонуло полностью порядка 350 автомобилей, но многие данные были до сих пор засекречены, сейчас они потихоньку рассекречиваются. Работа в архивах продолжается. На мой взгляд, черные глубины Ладоги хранят ещё очень много тайн, и мы надеемся, что приоткроем несколько неизвестных страниц в истории блокадного Ленинграда.

Ксения Бобрикова, ведущая: Вы не просто находите баржи, машины, вы всё фиксируете на видео. Более того эксклюзивные съёмки вошли в картину «Железный спасатель. 80 лет под водой». Расскажите, о чём этот фильм. Кто такой «железный спасатель»?

Сергей Куликов, руководитель клуба подводного плавания «Диво», координатор научно-исследовательского проекта 1XPEDITION: «Железный спасатель» – это фильм, который мы собираемся запустить, и он сейчас находится в производстве. На данный момент готов фильм «Полуторка надежды». В данный момент во всех школах Орловской области при поддержке Департамента образования этот фильм показывают школьникам. Важно передавать из поколения в поколение память о силе и духе, о героизме блокадников. И мы подрастающему поколению сможем передать вот эту историю подвига советских людей, подвига блокадного Ленинграда.

Николай Растворцев, ведущий: Какие планы у вас на наступивший год? В какие месяцы планируете отправиться? И что планируете найти?

Сергей Куликов, руководитель клуба подводного плавания «Диво», координатор научно-исследовательского проекта 1XPEDITION: По-прежнему будем изучать Ладогу, по-прежнему очень много архивных данных. Уже есть несколько находок, зафиксированных приборами, на которые нужно выйти, погрузиться. Был опыт по съёмке документального фильма с вашим телеканалом, и мы надеемся дальше снимать документальные фильмы. Планов очень много, надеемся, что все они сбудутся.