В гостях у программы «Утро в Петербурге» Вера Амосова, кандидат экономических наук, доцент Санкт-Петербургского Государственного Экономического Университета.

Николай Растворцев, ведущий: Ленинград в годы Великой Отечественной войны, несмотря на блокаду, наравне с другими крупными городами страны, внес свой огромный вклад в экономику страны и дело победы. Что важно, Ленинград не был дотационным. Промышленность была сохранена, институты занимались передовыми разработками. И прямо сейчас мы более подробно затронем тему ленинградской экономики в условиях блокады.

Ксения Бобрикова, ведущая: Что выпускали предприятия? Какие специалисты были востребованы? На какую зарплату мог рассчитывать рабочий? На какую служащий? Правда ли, что за коммуналку, карточки, хлеб нужно было платить? Об этом расскажет наша гостья.

Николай Растворцев, ведущий: Как удалось наладить все экономические процессы так, чтобы город существовал, будучи отрезанным от большой земли? Как вышло так, что доля собственной промышленности Ленинграда, которая до войны была 6%, а за декабрь 42-го года превысила 70%?

Вера Амосова, кандидат экономических наук, доцент Санкт-Петербургского Государственного Экономического Университета: Сегодня очень радостный день, и мы всегда с трепетом отмечаем этот день. Но никогда не надо забывать, в каких трудных ситуациях, в экстремальных условиях, при ограниченных ресурсах находилась хозяйственная система блокадного Ленинграда. Несмотря на все эти трудности мы удивительная нация, экстремальные условия, экстремальные ситуации делают нас сильнее, мы не впадаем ни в смятение, ни в страх, а мы мобилизуемся. И начиная с первых же дней войны, мы приступили к строжайшей экономии ресурсов, как материальных, трудовых, так и финансовых. И ещё один очень важный момент – это строжайшая дисциплина и выполнение всех рекомендаций. Ленинград не был в каких-то привилегиях, он не был дотационным регионом, хотя дважды руководство Ленинграда обращалось с дотациями. Это было 15 января 42-го года, и тогда дополнительная дотация была в 40 миллионов. И поскольку эта дотация была разовая, то надо было все ресурсы, которые имелись, мобилизовать настолько, чтобы Ленинград внёс существенный вклад в экономику всей страны.

Николай Растворцев, ведущий: Мы видим те предметы, без которых сложно себе представить экономиста-финансиста. Что это за предметы? Что вы принесли?

Вера Амосова, кандидат экономических наук, доцент Санкт-Петербургского Государственного Экономического Университета: Первое, на что бы я хотела обратить ваше внимание, какие ресурсы нужны для города. Продовольствие, топливо и электроэнергия. Но электроэнергии было всего 15%, и в основном это была свечка и вот эта маленькая коробочка, где спички хранились. Хранились они очень трепетно, надежно. Выпускала их Лесотехническая академия.

Николай Растворцев, ведущий: Также у вас арифмометр мы видим.

Вера Амосова, кандидат экономических наук, доцент Санкт-Петербургского Государственного Экономического Университета: Арифмометр, готовальня, логарифмическая линейка, на которой, наверное, сейчас почти никто не умеет даже считать. Это всё, что касается нашего «компьютера», потому что именно экономисты, бухгалтерский, финансовый учет обеспечивал экономику нашей страны. Нужно было четко представлять, как составить план для предприятия. Для предприятий составляли план только по трём показателям объёмы, вид продукции и фонд заработной платы. И причём планы составлялись только на один месяц.

Ксения Бобрикова, ведущая: Сколько могли получать в блокадные годы рабочие и служащие?

Вера Амосова, кандидат экономических наук, доцент Санкт-Петербургского Государственного Экономического Университета: Всё, что касается тружеников Ленинграда, то заработная плата была в основном 450-500 рублей.

Ксения Бобрикова, ведущая: Но там же налоги были огромные, чуть ли не до 40%.

Вера Амосова, кандидат экономических наук, доцент Санкт-Петербургского Государственного Экономического Университета: Да, налоги были большие, но не у всех была такая зарплата. Зарплата была и 150 рублей. Но те, у кого была зарплата 150 рублей, они платили только 10 рублей военного налога. Но сколько все стоило? Во-первых, очень многие думают, что у нас было всё бесплатно, что карточки выдавались бесплатно. Нет, такого не было. Дело в том, что сразу в июле месяце была введена карточная система. Эта карточная система была трёх видов: первая – это на хлеб, вторая – на кондитерские изделия, на сахар и масло, и третья была на бакалею, крупы, макароны и так далее. Для того чтобы их получить, за одну нужно было заплатить 10 копеек, итого 30 копеек. Но это было в июле, в ноябре уже нужно было по 25 копеек заплатить, то есть итого 75 копеек. Но, ведь надо было еще отоварить эти талоны. Сколько стоил хлеб? Хлеб стоил от рубля до 2 рублей, сахар стоил 5 рублей, масло сливочное самое дорогое 25 рублей, мясо – 12, яйцо – 6,5.

Ксения Бобрикова, ведущая: Еще квартплата же была.

Вера Амосова, кандидат экономических наук, доцент Санкт-Петербургского Государственного Экономического Университета: Одним из источников дохода в бюджете Ленинграда были налоги, оплаты жилищно-коммунального хозяйства и оплаты квартир. Но ведь очень многие были эвакуированы, поэтому они не платили за квартиры, очень многие были на казарменном положении, не платили за свои квартиры, поэтому здесь в бюджете был большой долг. Но еще и был долг по аренде предприятий, которые эвакуировались и не платили арендную плату. Но несмотря на это бюджет справился. И бюджет Ленинграда из 41-го, 42-го, 43-го годов всегда был профицитный, то есть доходы превышали расходы.