В гостях у программы «Утро в Петербурге» Дмитрий Коткин, психолог.

Василий Киров, ведущий: Мы прямо сейчас поговорим на очень актуальную тему, о которой в романе «Отцы и дети» писал еще в XIX веке Иван Сергеевич Тургенев.

Ксения Бобрикова, ведущая: Действительно, поколения меняются, а проблемы остаются все те же. Особенно, если каждое поколение имеет своё очень непонятное название.

Василий Киров, ведущий: Миллениалы, Зумеры и Альфа, а с 2025 года на свет стало появляться новое поколение, которому уже дали название Бета. Зачем разделять людей, а тем более детей, на поколения? Какой в этом практический смысл?

Дмитрий Коткин, психолог: Маркетинговый, как минимум, потому что в любом случае возрастные группы покупают разные товары. Поэтому для маркетологов удобно как-то дробить население на какие-то категории. Для бизнеса это правильно и выгодно.

Ксения Бобрикова, ведущая: Плюс, мне кажется, некоторая даже горделивая штучка. А я вот альфа, а ты вот бета, понимаешь?

Дмитрий Коткин, психолог: Или же есть сигма, потому что сигма – это самый круто, хайповый парень.

Ксения Бобрикова, ведущая: А вообще откуда берутся вот эти названия?

Дмитрий Коткин, психолог: Я предполагаю, что они возникают как-то сами собой. Понятно, что есть разделение по времени, допустим, миллениалами, десятками хотя бы. Все остальное, возможно, народное творчество. У меня нет понимания, откуда берутся названия поколений.

Ксения Бобрикова, ведущая: То есть в научных изданиях такого, конечно же, нет.

Дмитрий Коткин, психолог: Официально, конечно же, нет.

Василий Киров, ведущий: Всё-таки каждое поколение имеет свой возраст, свой год рождения. Миллениалы – это двухтысячные и так далее. 2025 год, пожалуйста, поколение бета. В одной же семье могут присутствовать абсолютно разные поколения в виде детей, и наверняка у них могут возникать какие-то конфликтные ситуации. Может ли такое быть?

Дмитрий Коткин, психолог: Конфликтные ситуации будут всегда. Неважно, какой состав семьи, и как он различается по возрасту. Сглаживание очень сильно происходит в семье, потому что четкой градации – вот здесь закончился зуммер, здесь начался миллениал – этого еще нет, поэтому конфликты будут.

Василий Киров, ведущий: Но мышление-то разное у каждого поколения? Или это ошибочно?

Дмитрий Коткин, психолог: Нет, мышление, конечно же, разное. В первую очередь, потому что они по-разному видят мир. То есть, допустим, я еще своим детям объясняю, что такое сноб, стог, кто был по должности товарищ Сталин. Они уже своим детям это объяснять не будут. И чем мы отличаемся от наших детей? У нас разная система понятий и разные обозначения, как устроен этот мир. Поэтому мы думаем по-разному и принимаем решения по-разному. И отсюда что такое хорошо, что такое плохо, возникает как раз конфликт ценностей, конфликт принятия решения. Я считаю, что ребёнок должен читать книги. Ребёнок говорит: «Папа, мне это не надо, я всё это могу посмотреть». Это вы читали, потому что у вас интернета не было.

Ксения Бобрикова, ведущая: А всё равно как же так происходит? Вот я своему ребёнку закладываю вот эти ценности. К примеру, с теми же книгами, что надо читать книги. Чем больше ты читаешь, у тебя развивается и память, и мировоззрение, и кругозор. А как же так получается?

Дмитрий Коткин, психолог: Сколько времени вы проводите дома, сколько времени вы общаетесь со своим ребенком, и сколько времени он общается со своими сверстниками в том же самом интернете. Объем воздействия их и вас, он огромный. То есть он отличается очень сильно.

Ксения Бобрикова, ведущая: Но вот рожденные в СССР. Раньше родители постоянно тоже на заводах, мы или в школах, или в садиках, или в лагерях.

Василий Киров, ведущий: Бабушка рассказала, что отдавали детей на всю неделю, потому что на заводе была работа посменная.

Дмитрий Коткин, психолог: Все правильно, но мир меняется слишком быстро, и количество изменений за единицу времени у нас и у них очень разная. То есть раньше люди могли не меняться тысячелетиями или столетиями. То есть сейчас год прошел, уже все по-другому, уже искусственный интеллект стучится к нам.

Василий Киров, ведущий: Поколение бета, говорят специалисты, что это первое поколение, которое появляется в эпоху искусственного интеллекта и нейросетей. Как это им поможет или нет? Как они будут реагировать на жизнь? И как нам, например, родителям, а тем более бабушкам, дедушкам, преодолеть эту грань?

Дмитрий Коткин, психолог: Мы с вами на это вопрос ответить не можем, это могут сделать только футурологи, писатели-фантасты. Одна из их функций, смыслов той же самой фантастики попытаться представить, что будет через 20-30 лет. Обыватели сделать это, к сожалению, не смогут, потому что, что их ждёт, мы даже не предполагаем. Что будет через 4 года, кто их будет воспитывать, и не исчезнет ли, в принципе, преподаватель как физический объект, его заменит искусственный интеллект. Такое тоже вполне возможно. И многие родители, кстати, на это согласятся, потому что это экономия их времени.

Василий Киров, ведущий: А если мы хотим по старинке своих детей обучать и образовывать, как минимизировать их связь с искусственным интеллектом, с гаджетом? И нужно ли это делать? Или, наоборот, это действительно их мир, а мы его ограничиваем?

Дмитрий Коткин, психолог: Если у нас в семье есть дедушка, бабушка, папа, мама, и так далее, для того, чтобы не было конфликта поколений, самое простое, что можно сделать, это проводить время вместе в каких-то занятиях. Всё что угодно – настольные игры, прогулка на свежем воздухе, поход. Именно в этот момент происходит общение, и как раз внешнее воздействие интернета исчезает. Чем дольше и больше времени мы проводим со своими детьми, общаясь и разговаривая, тем больше шансов, что у нас не будет конфликтов, потому что мы по-разному видим. Понимание возникает через коммуникацию, через общение.